КОМБАЙНЫ ТОЖЕ БЫСТРЫ

Российская сельхозтехника далека от лучших мировых образцов, а Омску вообще похвастаться нечем

Проходившая на прошлой неделе в Омске Четвертая сибирская агротехническая ярмарка «Агро-Омск-2006» нынче приобрела особый подтекст. Ведь развитие сельского хозяйства вошло в число национальных проектов, объявленных Владимиром Путиным. Поэтому подготовка к мероприятиям на полях СибНИИСХоза шла чуть ли ни как к любимым губернатором ВТТВ. Правда, в отличие от выставок вооружений, новый суперпавильон возводить не стали. Да и сам Леонид Полежаев на открытие ярмарки не приехал, мэр Виктор Шрейдер — тоже.

Хотя, послухам, первых лиц города и области очень ждали. Но, когда приутих сильный ливень, участники и гости смогли лицезреть только первого вице-губернатора Евгения Вдовина, директора Департамента городской экономической политики Евгения Фрезоргера и депутата Государственной думы Сергея Воробчукова. Открывая ярмарку, Евгений Вдовин, как у нас заведено, кроме полезности подобных ярмарок, особо отметил успехи аграриев Омской области, которая в последние годы постоянно находится в первой десятке лучших регионов России. По каким именно показателям и почему это происходит, руководитель конкретизировать не стал. И, разумеется, не стал напоминать, что раньше уверенно лидирующие среди сибирских регионов омские аграрии сейчас находятся на третьем месте в федеральном округе.

«Изюминкой» выставки как всегда была показанная сельхозтехника. Это — две сотни машин разного назначения, сделанных в Финляндии, Швеции, США, Канаде, на предприятиях крупного мирового холдинга «AGCO» и, конечно, на заводах России. Специалисты с восхищением смотрели на импортные тракторы, комбайны и сеялки, хвалили изделия российских машиностроителей. А потом высказывались, что многим хозяйствам новая техника не по карману, несмотря на всевозможные льготы, предоставляемые продавцами. Оттого селяне нашего региона частенько рады и тому, что еще работают тракторы с комбайнами выпуска шестидесятых-семидесятых годов прошлого века.

Те же хозяйства, которые могут покупать новую технику, предпочитают отечественные машины. Из соображений не патриотизма, а цены. Скажем, российские сеялки стоят чуть больше ста тысяч рублей, а такие же импортные сельхозорудия — под полмиллиона. Ну а цены зарубежных комбайнов для многих кажутся вообще космическими, как, впрочем, и российских. Само собой, покупая импортную технику, платить есть за что. Если в простом оборудовании вроде той же сеялки основное отличие — в качестве металла, благодаря чему зарубежный агрегат в «разы» надежнее отечественного, то между тракторами или комбайнами разница примерно такая, как у «Жигулей» с иномарками.

Участники «Агро-Омска» не только смотрели технику, но и обсуждали проблемы аграрной отрасли по темам, предложенным организаторами. Один из дней был объявлен «Днем фермера», а другой — «Днем животновода». На «круглых столах» и семинарах поговорили, как нам обустроить Омскую область в частности и Россию в целом. При отсутствии у нас сегодня каких-либо серьезных производств сельхозтехники, когда даже грабли и лопаты завозят преимущественно из других регионов, наибольшую активность проявляли местные дилеры иногородних и зарубежных производителей. Одной из подобных фирм еще до открытия ярмарки удалось договориться о реализации одного «КАМАЗа». Потом продажи несколько застопорились.

Окончательные итоги переговоров станут известны на нынешней неделе после подсчета заключенных договоров и контрактов. Одним из главных результатов стало соглашение о сотрудничестве, подписанное областным Министерством сельского хозяйства и продовольствия с московским представительством упомянутого выше крупного холдинга «AGCO».