Отдыхать или не отдыхать? Вот в чем вопрос. «Конечно, отдыхать», — без промедления ответят сотни омичей. Тем более что лето. И, как известно, у нас оно короткое. Далеко не всем из нас удастся съездить на Мальдивы, да и, чего уж греха таить, даже в Чернолучье. В родных пенатах отдых дороже, чем в Турции. Вот и выходит, что большинству из нас моря и океаны просто не по карману. Да и статистика подкачала: лишь 18 процентов омичей могут позволить себе отдых без оглядки на карман. Остальным заработка хватает только для того, чтобы прокормить семью и оплатить «коммуналку».
Так как же с отдыхом? Да никак. У молодых осталась одна забава: погожим вечерком побродить по скверам и паркам родного города, посидеть с компанией да пивка попить. И если это не полноценный отдых, то все же эмоциональная разгрузка. Не замыкаться же в четырех стенах?
НА ПАПЕРТИ
Вот и мы решили не замыкаться. А пойти в люди, отдохнуть после работы, заодно и посмотреть, чем развлекается народ, не особо опустошая карман. Одним словом, скромно и со вкусом.
Народ потянулся на Набережную, и мы за ним. Площадка перед Ленинградским мостом практически открыта после реставрации. Техника передвинулась вверх по течению Иртыша, и вечерами здесь многолюдно. Особенно в жаркие дни хорошо у воды. Смелые и бесшабашные спускаются прямо к реке, садятся на парапеты, свешивают ноги и дышат речным воздухом. Кто догадлив, приносят с собой газетки и пакеты, чтобы не испачкать одежду. Другие собирают уже использованные клочки газет, тут их валяется масса. Рассаживаются, как чайки, вдоль реки и потягивают пивко. Некоторые с рыбкой.
Ни одной лавочки на обновленной Набережной не предусмотрено. Как не предусмотрено и ни одного летнего кафе, где бы с удовольствием расселись и стар, и млад.
Красиво стало на Набережной. Хорошее место. Но не для отдыха, а для прогулок взад-вперед. А почему, спрашивается? Город на реке — наше великое достояние. Почему бы не использовать его во благо омичей? Ну, нет у нас моря, зато есть река. Кто сказал, что закат на Иртыше не столь красив? Набережную любили всегда. На ней влюблялись и старились. Но, вырубив деревья вдоль тротуаров, здесь не оставили ни одной площадки под летние кафе, да просто лавочки не поставили. В кафе можно было бы не только посидеть, отдохнуть. Поесть всей семьей мороженого, попить воды, кофе. Да и от пивка никто бы не отказался. Между прочим, его пьют во всем мире. Или мы и этого не достойны?
У ЗАСОХШЕГО ФОНТАНА
Или мы опять хотим преуспеть в борьбе с вековыми традициями русского народа? Культуру пития, кстати, прививают из поколения в поколение, и далеко не запретами. Опыт последних лет показал, что мы все же не столь безнадежны, как считают чиновники, и помаленьку втягиваемся в цивилизованное русло. На протяжении последних лет это доказали именно летние кафе.
В сквере у Академии транспорта, где еще в прошлом году стояли летние кафе, всегда было многолюдно. Вечерами звучала музыка, бил старинный фонтан, вокруг которого на велосипедах катались детишки. А их бабушки, вполне еще бальзаковского возраста, сидели за столиками, общались с подругами, пили пиво и ели шашлыки. А что, бабушки уже не люди? Для них сейчас общение, выход в свет — самое дорогое удовольствие. Здесь отдыхали всей семьей. Потому что рядом больше некуда податься. Но, главное, в сквере садили цветы! Те, кто отвечали за содержание территории под летним кафе, хотели, чтобы их гостям было здесь уютно. В этом году кафешки здесь не появились. Цветник у фонтана порос полынью, да и сам фонтан не функционирует. Зато пиво все равно пьют. Но теперь только молодежь, которая рассаживается на старые лавки верхом, ногами на скамейку. Сквер пуст и захламлен. Запущен. Тротуары у сквера плиткой даже ко Дню города не обложили, ступеньки выщерблены. Хозяина у сквера нет. Он муниципальный. А так, глядишь, владельцев кафе можно было бы заставить раскошелиться во благо города. Нет в сквере больше и отдыхающих. Поздним вечером его обходят стороной.
НАПРАСНЫЕ ХЛОПОТЫ
Ради истины мы прошли по проспекту К. Маркса от Академии транспорта до площади Ленина, свернули на ул. Ленина, чтобы где-то присесть в хорошую погоду и выпить чашечку кофе. Увы, поиски были напрасны.
Изучая ситуацию, пришли к выводу: город поделил общество на бизнес-элиту, золотую молодежь, котор%1х, как мы уже выяснили, не более 18%, и остальных, среди которых практически все мы. Именно нас чиновники вычеркнули из культурной программы города. Потому что с нашим достатком, с нашим среднестатистическим заработком податься просто некуда. Мы не выгодны экономике города со своими копейками. Хотя смотря как посчитать. Ведь копейка рубль бережет. Но городские экономисты посчитали, что сравнительно дешевые летние кафе, куда мог ходить народ, не выгодны ни предпринимателю, ни городской казне. Вот и зарубили проект с летними кафе, вычеркнули их с омских улиц.
На Маркса вообще присесть негде, хотя красивые и удобные уголки для летних кафе есть. Народ толпится у фонтана Музыкального театра, пьет пиво, потому что «у нас с собой всегда есть», а вот посидеть у воды в жаркий день более культурно — не моги. Только верхом на самом фонтане.
Первое кафе на Ленина спряталось у причала Речного вокзала. Его можно считать летним. Но пристальный взгляд сразу отметит: кафе находится в привязке к стационарному. Чем выше по Любинскому проспекту, тем спокойнее -здесь кафе только одно, и тоже в привязке. Все пять летних кафе, что мы насчитали на улице Ленина, всего лишь «летники» стационарных ресторанов или кафе. Они сегодня или пустуют, или полупустуют, потому что с детьми туда не пойдешь, мороженого не поешь. Да и не по карману большинству. Тысячу-полторы потратить за вечер не каждый может себе позволить. Цены в «привязанных» очень кусаются. Зато, очевидно, выгодны в плане налогов и прибылей. Меньше хлопот, больше стабильности. Выходит, экономика города наступает на горло менталитету своего народа. Если не учитывать мнения большинства, а думать только о том, как заработать лишний рубль, можно больше потерять. Расширять поле деятельности, конечно, более хлопотно, но ведь с него в будущем можно тоже стричь купоны. Может, по копейке, но с большинства, с тех 82% омичей, которые сегодня не участвуют в экономике города, не пополняют его казну, а пьют в подворотнях.
ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ ПОДВОРОТЕН
Не просчитав перспектив, не подумав о привитии культуры пития своему народу, чиновники ликвидировали летние кафе как класс. Средний, рабочий класс нашего общества. И куда прикажете ему податься? Пожалуйте в подворотни!
И результаты не заставили себя ждать. Сегодня людей с бутылками пива в руках, среди которых чуть ли не большинство — девушки, стало гораздо больше на омских улицах, в транспорте, в маршрутках. Стражи порядка теперь гоняют их, присевших на корточки под кустом в том же сквере. Давайте, прячьтесь во дворы, рассаживайтесь в детские песочницы, в подворотни. Не омрачайте благоприятного фона города. Что, с глаз долой — из сердца вон? Из сердца пока не получается, причины мы уже выясняли выше. Не пить мы не можем, без компании — мы не народ. Решив одну проблему, объявив войну публичному распитию пива, другую загоняют еще глубже: в подъезды, во дворы, в черные дыры городских подворотен. Чисто русский вариант. Мы не раз это уже проходили. И результаты вполне предсказуемы.