ЗОНА ОСОБОГО ДОСТУПА

Запрет на въезд в охраняемую Чернолучинско-Красноярскую зону отдыха суров, но суровость наших законов, как известно, сглаживается их неисполнением

Самый известный и Единственный в своем роде курорт в Омской области расположен в 50-60 километрах западнее города. Дорога туда лежит по одноименному Чернолучинско-Красноярскому тракту. Направление само по себе тупиковое, то есть дальше «курортных» поселков под названием Чернолучье и Красноярка ты никуда не уедешь. Но это не главное: свой известный статус областной «здравницы» это место законно получило в 1992 году. Статус курорта местного значения был закреплен Постановлением тогда еще главы администрации Омской области от 08.12.1992 г. №408-П за подписью Л. К. Полежаева.

«п.1.3. Курорт по своим природным лечебным факторам (минеральные воды, ландшафт, климат) является бальнеологическим и климатическим курортом и предназначен для лечения больных с заболеваниями органов движения, кровообращения, пищеварения, нервной системы и обмена веществ.

Количество санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха, расположенных в пределах границ курорта «Чернолучье», колеблется в пределах семидесяти. Не считая частных владений.

ЛЕС РУБЯТ, КОТТЕДЖИ РАСТУТ

В начале 90-х стало модным» иметь загородные дома в экологически чистых зонах отдыха, недалеко от города. Тогда в Чернолучье и Красноярке началась массовая скупка домов. Дома покупали у местных жителей по бросовым ценам. Бывало, что за долги и с аукционов. Теперь, по факту, половина территорий обоих поселков — это загородные апартаменты состоятельных горожан.

Вторая волна «нашествия» городских жителей началась, когда благосостояния отдельных омичей стало превышать бюджет отдельных муниципальных образований. Тогда в радиусе этих двух поселков в небеса «взлетели» коттеджи, что называется, для новых русских. Хотя среди хозяев были не столько бизнесмены, сколько чиновники. По ранжиру — выше среднего.

Именно с такой, как выяснилось, несанкционированной застройкой на территории Чернолучинско-Красноярской природоохранной зоны была связана неприятная шумиха. В марте этого года межрайонная природоохранная прокуратура Омской области вынесла постановление об устранении нарушений лесного законодательства директору омского лесхоза и начальнику Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Омской области. В процессе прокурорской проверки было установлено, что на территории Чернолучинско-Красноярской зоны отдыха на участках лесного фонда ведется коттеджное строительство без согласия лесной службы. Так, в районе поселка Красноярка было развернуто несколько строительных площадок. Уже тогда чиновники омского лесхоза были уверены: построенные коттеджи никто сносить не будет, в лучшем случае их владельцев привлекут к административной ответственности.

Так и случилось. Дело «замялось» как-то само по себе: застройщики, что называется, вовремя «подсуетились». Откуда-то появились недостающие разрешения и, как факт, никаких официальных нарушений к делу не пришилось.

БЕЗ БУМАЖКИ ТЫ — БУКАШКА

Каждый год — с 1 июня по 31 августа — въезд на территорию Чернолучинско-Красноярской зоны отдыха осуществляется только по специальным пропускам. Выписка из постановления главы Омского муниципального района Баранова А.А. от 18.05.2006г. №486-П «О введении общекурортного режима въезда на территорию курорта «Чернолучье»:

«П.1.2. В целях обеспечения безопасности, борьбы с шумом, регулирования работы транспорта, внешней радиотрансляционной сети, зрелищных, торговых и других мероприятий осуществлять на территорию курорта «Чернолучье» по пропускам.

П.1.3. Рекомендовать районному отделу внутренних дел обеспечивать безопасность перевозок детей, охрану общественного порядка, контроль за пропускным режимом въезда на территорию курорта «Чернолучье».

П.1.4. Поручить выдачу пропусков на право въезда на территорию курорта «Чернолучье» в летний период 2006 года МУ «Хозяйственное управление
И белкам здесь вольготно…

Администрации Омского муниципального района».

Но об установленном порядке знают немногие. Оказывается, все очень прозрачно — уверяют чиновники районной администрации. Пропуска свободно выдаются при самой Администрации Омского района.

Я пошла по стопам обычного горожанина, желающего получить законное разрешение на въезд в курортную зону. Знаю, что система въезда — пропускная. Моя «легенда» проста: ребенок отдыхает в детском лагере на территории Чернолучинско-Красноярской зоны. Как я могу к нему законно попасть?

Четверг. …В приемной главы Омского района мне сразу дают телефон специалиста, отвечающего за выдачу:

— Я ничего не знаю, даже не спрашивайте. Вот вам номер, сами звоните, — нервно отвечает секретарь. Видимо, таких желающих, как я, не мало.

«Нужный» номер беспрестанно молчит. И лишь на третий час дозвона в трубке я слышу женский голос: — «Алло!»

Женщина поясняет, что в принципе на территорию Чернолучья так быстро, как я хочу «по легенде», попасть будет сложно. Ни о каких визитах к ребенку речь идти не может — на все это строгий запрет. А как же тогда быть?

— Вы можете попасть в зону отдыха только при наличии специального пропуска или путевки, подтверждающей ваше местонахождение в санатории. Если ваш ребенок отдыхает в оздоровительном лагере на территории Чернолучинско-Красноярской зоны, вы обязаны заручится ходатайством профкома предприятия, собрать группу родителей, нанять

вместительный пассажирский транспорт типа «газель». Только в этом случае вопрос о выдаче вам пропуска будет решен положительно.

Но тут возникает заминка: а если путевку для ребенка я покупала не через профком, а в турфирме за полную стоимость. А если коммерческая, а на моем предприятии давно не существует никакого профкома? Тогда соответственно ходатайствовать за меня некому, да и родителей-единомышленников по той же причине собрать не представляется возможным.

— Таков порядок. Ничем не могу помочь, — отвечает чиновник.

Вообще, при соблюдении всех обозначенных условий пропуск в Чернолучинско-Красноярскую зону выдается бесплатно. Выписывают его не на человека, а на автомобиль. Видимо, с этим связан совет специалиста — нанять вместительную машину.

— Ну, неужели нет никакого выхода?

— Выход есть всегда. Мир не без добрых людей, — успокаивают друзья, побывавшие в моей шкуре.

Пропуск можно достать по «хорошему» знакомству. От близости знакомства с чиновником будет зависеть и цена. Разница колеблется в пределах 150 рублей. В принципе — недорого. Но в этом случае придется подождать и отложить визит к ребенку на следующие выходные.

«МАРШ-БРОСОК» В ЗАПРЕТНУЮ ЗОНУ

По добру, на законных основаниях въехать в природоохранную зону в эту субботу я так и не успеваю.

— Можно договорится на месте — на самом КП. В среднем за въезд берут 100 рублей с машины, — советуют те же друзья.

— Ну, это опять же под настроение гаишника. Прошлым летом с нас по 500 рублей с человека один сотрудник запросил.

Суббота. Вечер. Развилка между поселками Красноярка и Чернолучье. Пост ГАИ.
Стоим в десяти метрах от пяточка, где толкутся трое гаишников в салатовых жилетах. Инсценируем, что сломались. Спасает одно: стекла авто тонированные. Есть возможность воочию наблюдать за строгой «пропускной» системой. Мимо «бдительной» палки не проскальзывает ни. одна машина.

Подъезжает кортеж из трех машин. Первой останавливается светлая «девятка», за ней неновая «Волга», следом еще старее — иномарка. Из «Жигулей» выскакивает молодой парень и протягивает доблестному инспектору какую-то бумагу. О чем-то разговаривают. Недолго. Кивают друг другу. И расходятся в разные стороны. По всей видимости, хозяин «Жигулей» — местный или имеет собственность в курортной зоне. Таким въезд разрешен.

Следом на развилку выруливает тонированная «Хонда», а с ней — «газель», полная пассажиров. Водитель иномарки, чуть приоткрыв двери, показывает инспектору красные корочки. Скорее всего, милиционер или кто-то из их братии.

— Счастливого пути! — читается по губам сотрудника ДПС.

Взмах палкой. Тормозит джип. Машина «непростая», об этом говорят, что называется, блатные номера. Из салона выходит мужчина средних лет. Водитель рьяно размахивает руками. Видимо, с чем-то не согласен. Затем послушно тянется в задний карман джинсов, достает кошелек. Оттуда желтая бумажка перекочевывает в портмоне с документами на автомобиль. Документы еще раз, для пущей проверки, берет тот же инспектор. Денежная купюра тут же растворяется в его натруженных руках.

По той же схеме минует пост ГАИ и наша машина. На подъездах к поселку мы все-таки нагоняем джип. Очень хочется пообщаться с его водителем.

— Конечно, сотню взял. Такса за въезд. И при этом спросил: «Вы случайно к нам не с проверкой? Лицо у вас подозрительное», — рассказывает водитель джипа Хабиб. — А потом инспектор спросил: «А обратно когда поедете?» Во дает!

Только за десять минут моих наблюдений за постом на территорию природоохранной зоны беспрепятственно проследовали пять легковых машин, среди них — джип. Плюс пассажирская «Газель». А сколько их беспрепятственно проезжает за день?

Так для чего существует этот ненужный никому запрет, якобы позволяющий защищать экологию в Чернолучинско-Красноярской зоне. Ведь сотрудники ГАИ не развернули в обратном направлении ни одну машину. Проехали все желающие. Для кого же запрет? Разве только для тех, у кого нет денег…