Разработанная омскими промышленниками плавающая снегоболотоходная машина проходила проверку на прочность в районе Ленинского пляжа. Тест-драйв начался с «разминки» на берегу, затем вездеход продемонстрировал свои возможности непосредственно на реке.
«Эта машина действительно уникальная, — считает генеральный директор «СибВПКнефтегаз» Сергей Красюк, — в отличие от катеров и судов на воздушной подушке «Арктика» может постоянно эксплуатироваться как над водной поверхностью, так и над снежной целиной, торосистым льдом, болотом, тундрой в течение всего года».
Омские вездеходы должны решить транспортные проблемы северных территорий, где сосредоточены месторождения газа, нефти, каменного угля, золота и других ценных металлов. Бесперебойная перевозка людей и грузов в любую погоду — одно из самых главных достоинств «Арктики». «Обслуживание такого вездехода в десять раз дешевле работы вертолета, — говорит заместитель генерального директора «СибВПКнефтегаз» Михаил Ваша, — ему не требуется ни посадочная площадка, ни специальная радиолокация».
Идея создать «гражданский» вездеход пришла к талантливому омскому конструктору Василию Мамонтову еще 45 лет назад. На военном заводе он разрабатывал модели танков и грузовых платформ, а по вечерам в собственном гараже собирал по кусочкам мечту. Две маломестных «Арктики» уже работают в Красноярске и Лабытнанги, а мощный 25-местный вездеход «на пробу» купил Салехард. Машина показала превосходные ходовые качества, прекрасную плавучесть и устойчивость. «В следующем году мы планируем поставить департаменту транспорта Ямало-Ненецкого округа 20-25 вездеходов, — говорит Сергей Красюк. — Новая «Арктика» тоже уйдет туда. Своим ходом».
Разработкой омских промышленников уже заинтересовались Коми, Якутия и Чукотка. Ведь вездеход способен успешно конкурировать как с наземным, водным, так и воздушным транспортом. В ближайших планах предприятия — наладить выпуск грузовых платформ на воздушной подушке для перевозки крупногабаритных грузов.
Представители Сургутнефтегаза и Ноябрьскнефтегаза вчерашним тест-драйвом остались довольны. Значит, у омских промышленников новые заказы не за горами.
Кстати, использовать «Арктику» можно и в нашем регионе. Впрочем, заявок на уникальную машину из северных районов области пока не поступало. Ориентировочная цена вездехода — 11 миллионов рублей.