«Преступника ловят?», — спрашивают у местных шокированные прохожие. — «Да нет, это нашим старикам пенсию привезли», — смеются кировчане.
После целой серии нападений на сотрудников почты администрация обратилась за помощью в «Росинкас». Теперь к пенсионерам, проживающим в Кировском округе, вместе с почтальонами приезжают… инкассаторы. Эксперимент продолжается второй год. Инциденты прекратились.
У входа в городской участок инкассации висит плакат «Подрастешь — приходи!» «Наши услуги не для каждого доступны, — комментирует вывеску начальник участка Андрей Чередников. — Тем не менее сейчас мы обслуживаем более 1200 хозорганов на территории Омска. Большие деньги лучше доверять профессионалам».
Впрочем, основная задача подразделения Центрального банка России — обеспечение эмиссионно-кассовой работы. Именно инкассаторы сопровождают все «живые» деньги, идущие в наш город или уходящие из него. Целыми вагонами из Омска вывозятся ветхие купюры, последние «бронепоезда» доставляют в банки «свежие» дензнаки и мешки с мелочью — на размен. Сами инкассаторы в шутку называют себя материально ответственными грузчиками. Вес ценных сумок порой достигает пятидесяти килограммов. «Такое ощущение, что ты не с деньгами работаешь, а целый день грузишь мешки с картошкой», — говорят ребята. Однако физическая выносливость в этой профессии совсем не главное. «Хороший инкассатор прежде всего должен быть настоящим мужчиной, — объясняет заместитель начальника городского участка инкассации Николай Филоненко. — Надежным, как скала, умеющим быстро анализировать происходящее и принимать верные решения. Из десяти кандидатов половина не выдерживает проверку на прочность. Да и не каждому дано просчитывать ситуацию на пять ходов вперед».
Профессия инкассатора одна из самых опасных. В советские времена им даже выплачивали так называемые «гробовые» деньги — надбавки за риск. В бандитском Петербурге грабители до сих пор ежемесячно атакуют ценные грузы. У входа в питерское управление целый мемориал с траурными рамками.
«Омск в этом плане, слава богу, город спокойный, — стучит по столу Андрей Чередников. — Последний раз на нашего инкассатора нападали в 1998 году. Бывший зек набросился на парня сзади и приставил ему нож к горлу. Тот просто чудом сумел вырваться и скрутить грабителя. Еще один подвыпивший хулиган как-то пытался отобрать автомат у сотрудника, охранявшего банковский офис. Попал в тюрьму. Но в основном работаем без эксцессов. Жулики прекрасно знают, что у инкассаторов при себе боевое стрелковое оружие. Автомат Калашникова и пистолет Макарова — серьезный аргумент».
Перевозка резервных фондов Центрбанка у службы на особом контроле. Разгрузка бронированного вагона — под конвоем вооруженных охранников. Бронированные машины с, деньгами не останавливаются на светофорах и защищаются специальной автоколонной. Идеальная безопасность. Может быть, поэтому резервные фонды в России не грабились в пути никогда. Даже в тридцатые годы, когда банковские деньги чекисты возили на лошадях, вооружившись до зубов револьверами и наганами.
Современные детективы с подробным описанием бандитских налетов омские инкассаторы считают настоящим бредом. А еще смеются над заграничными сводками о том, как воришки в черных чулках на голове потрошат банковские кассы.
«Омский криминал давно понял, что такая «тема» в наших банках не пройдет, — говорит начальник охраны городского участка инкассации Сергей Николаев. — Единственное происшествие за последние годы в местных банках — выбитое пьяной компанией стекло в окне. Не с целью ограбления, а просто так, «по дури». А вот «гражданских» кассиров и бухгалтеров преступники отправляли на больничную койку. Омские работодатели нередко заставляют хрупких женщин возить по городу огромные сумки безо всякой охраны. Несколько месяцев назад одному из бизнесменов прострелили ногу посреди белого дня на оживленной улице Жукова. Предпринимательницу, собиравшую кассу с уличных киосков, поздним вечером утопили в реке.
«Жаль, что об инкассаторах многие вспоминают только после трагических событий, — сетует Чередников. — Заниматься самостоятельным вывозом ценностей в наши дни — потенциальное самоубийство».
Впрочем, количество клиентов у «Росинкаса» с каждым годом растет. Омский музей имени Врубеля доверяет профессионалам доставку коллекций на гастроли, перевозку картин, скульптур и антиквариата. Простые горожане едут вместе с инкассаторами покупать машины, квартиры и дачи.
«По нашей работе можно судить о финансовой стабильности Омской области, — утверждают инкассаторы. — Увеличивается число денежных потоков — значит, есть уверенность в завтрашнем дне».