В ЧЬИХ РУКАХ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ?

И поможет ли его вернуть "несерьёзный" урок - физкультура

Здоровых ребятишек среди школьников с каждым годом становится всё меньше и меньше. Эту печальную тенденцию специалисты отмечают на протяжении последних полутора десятков лет. По данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков, к первой группе здоровья, т.е. без каких-либо отклонений в физическом и психическом состоянии, медики отнесли лишь 32 процента учеников. Среди первоклашек нормальные показатели, соответствующие «стандарту здоровья», имеет только половина. Дети-«хроники» среди школьников составляют почти 60 процентов…

Чем же объясняют медики и педагоги ухудшение состояния здоровья детей? «Они приходят в школу уже нездоровыми!» — первое, что можно услышать в ответ на этот вопрос. И с таким доводом, увы, нельзя не согласиться: наследственность, условия жизни в семье, питание, экология — эти факторы во многом влияют на уровень развития детей и их самочувствие. Впрочем… — Некоторые причины нарушения здоровья учащихся связаны с организацией образовательного процесса, — считает начальник управления образования администрации города Надежда Разживина. — Во-первых, часть муниципальных школ продолжает работать в двухсменном режиме, в некоторых из них наблюдается превышение нормативной наполняемости классов. Во-вторых, есть школы, которые пока не обеспечены полностью мебелью, соответствующей росту учеников, требуют решения проблемы с освещением учебных кабинетов и оснащением спортивных залов необходимым спортивным инвентарём для качественного проведения уроков физкультуры. Разумеется, неблагоприятно сказывается на здоровье ребят значительный объём учебной нагрузки, невнимание некоторых педагогов к организации учебного процесса с учётом психолого-возрастных и физиологических возможностей детей и подростков, недостаточная работа, скажем так, по сбережению их здоровья.

Конечно, было бы несправедливо перечеркнуть всю работу городских образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья учеников. Положительных перемен в этом направлении немало: во всех школах укомплектованы медицинские кабинеты, в большинстве из них выполняются санитарные требования, предъявляемые к учебному процессу. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организовано обучение на дому или в оздоровительных образовательных учреждениях, в том числе санаторного типа.

Но, пожалуй, особенно радует тот факт, что сегодня в школах вновь обратили серьёзное внимание на такой «несерьёзный» предмет, как физкультура. Хотя ещё несколько лет назад министр образования (теперь уже бывший) предлагал вообще вывести ее за сетку учебного расписания, мотивируя это тем, что не хватает преподавателей, нет инвентаря и не на что ремонтировать спортзалы.

Как рассказала Надежда Разживина, сегодня по экспериментальной трёхчасовой программе работают 25 образовательных учреждений, четыре из них — школы N 142,159,150 и 55 — в этом году включены в федеральный эксперимент по использованию инновационных оздоровительных методик и технологий. В этих «опытных» школах в расписании будут помимо трех уроков физкультуры в неделю занятия в командах и секциях, спортивные старты и игры.

Кроме того, в рамках областной программы «Дети Омской области» в этом году 22 муниципальные школы получают спортивное оборудование и инвентарь на общую сумму 500 тысяч рублей. Смогут пополнить свою спортивно-техническую базу и школы-победители муниципального этапа «Президентских состязаний» (в них приняли участие более двух с половиной тысяч учеников 5-7 классов). Большие надежды связывают специалисты с новым федеральным базисным учебным планом, который предусматривает дополнительную возможность для занятий физкультурой в рамках элективных курсов (предметов по выбору).

Что касается нагрузок на ребятишек, то тут, разумеется, далеко не всё зависит от школы. Например, по некоторым оценкам, восемьдесят процентов первоклассников выполняют домашние задания, хотя это запрещено. Родители, которые вроде бы больше всех беспокоятся о здоровье своих чад, на самом деле в первую очередь делают ставку на успехи детей, заставляя их посещать секции и кружки, факультативы и дополнительные курсы — вместо того, чтобы отправить ребёнка часок-другой погонять во дворе футбольный мяч…