Открытие имело место быть 14 сентября в галерее «Лошадь Пржевальского». Присутствие приметных лиц из крупных городских фирм и из областного правительства придавало действу «омскую» солидность, ну а наличие скульпторов и искусствоведов было тоже немаловажным — надо было всё-таки качественно оценить содержание выставки. Да и непосредственный обмен свежими мнениями для многих художников все-таки не столько элемент светской жизни, сколько рабочий момент.
Да, что касается содержания выставки… С ним лучше, конечно, знакомиться непосредственно, а не только по газетной публикации. Такое непосредственное знакомство может даже у искушенных людей существенно раздвинуть границы образного мышления.
Во-первых, соседство «классики» с сугубым авангардом, за который в советские времена можно было не только поплатиться членским билетом Союза художников, но и увидеть свои творения под ножом бульдозера. Но времена меняются, и сегодня в той же «Лошади Пржевальского» работы патриарха омской скульптуры Федора Бугаенко — классические бюсты Мусоргского и Чайковского и задумчивый Ермак — мирно соседствуют с «текучим» символизмом Виктора Погодина — его аквалангистом из «Водоема», его потрясающей «Нежностью», его парящими женскими фигурами… А «лирические технообразы» самобытных и сразу узнаваемых ворон и донкихотов Александра Капралова совершенно не «враждуют» с женским скульптурным портретом работы Сергея Норышева (кстати, автор не столько оригинальных, сколько «знаковых» для Омска и дорогих для омичей «Степана» и «Любы» был на выставке почему-то представлен только одним этим скульптурным портретом).
Ну а любителям «рашен экзотик», безусловно, запомнятся уже ставшие знаменитыми шахматы Вячеслава Коробейникова. Два набора — из дерева и керамики, в которых шахматные фигуры представлены в виде омских или классических сибирских памятников архитектуры: пешки — сибирские избы, кони — Тарские ворота, ферзь — Никольский собор и т. д.
Дополняют выставку произведения омских живописцев — Юрия Картавцева, Сергея Баранова, того же Виктора Погодина. Очень интересные картины в стиле древнерусских икон представил Андрей Ма-шанов — его персонажи как бы сошли с летописных миниатюр XV-XVI веков, чтобы спокойно и мудро говорить со зрителем третьего тысячелетия. Ну а Погодин в своих неповторимых, манящих и загадочных женских образах подтвердил, что скульптор в живописи — это всегда преимущество особой пластики форм, точности линии, рисунка, пропорций человеческого тела. Очень жаль, что талантливый мастер кисти и металла уже никогда не сможет воспользоваться этим преимуществом. Виктор Погодин ушел от нас в прошлом году… Но остались его картины и скульптуры, и они, надеюсь, будут волновать ещё не одно поколение зрителей. А это — лучший памятник для художника.