Когда в городской администрации взялись за разработку новой транспортной схемы, то среди, горожан, прямо скажем, эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию. Основной аргумент сомневающихся в целесообразности нововведения звучал примерно так: справится ли муниципалитет с пассажирскими перевозками при условии значительного сокращения маршрутных такси? Новая транспортная схема начала действовать в феврале. Маршруток на основных магистралях значительно поубавилось. Но поубавилось и скепсиса в среде сомневающихся, а вопреки их прогнозам общественный транспорт вполне справляется с возложенной на него функцией: былого столпотворения на остановках не наблюдается, а автобусы и троллейбусы подъезжают к ним с завидной регулярностью. Впрочем, чтобы это произошло, одних лишь благих намерений и административного ресурса было недостаточно. А начинать пришлось с кардинального обновления парка подвижного состава, который значительно, если не сказать больше, поизносился за последние годы.
При финансовой поддержке администрации Омской области в первом полугодии 2006 года количество подвижного состава городского пассажирского транспорта увеличилось, на 25 процентов (с 1149 единиц в первом полугодии 2005 года до 1437 единиц в первом полугодии 2006-го), что позволило увеличить выпуск на городские маршруты автобусов на 63% и троллейбусов на 3,7%. Обновление подвижного состава происходило как за счет приобретения транспорта, так и в результате создания ОАО ПАТП-2 на базе муниципального предприятия «ПАТП-2», куда поступило 207 автобусов вообще без привлечения бюджетных средств.
Таким образом, так называемая провозная способность городского пассажирского транспорта увеличилась в первом полугодии 2006 года на 36 % по сравнению с первым полугодием прошлого года. В результате обновления подвижного состава сократилось и количество автобусов, прошедших срок амортизации.
Сократилось, соответственно, и число сходов подвижного состава с линии по причине технической неисправности.
Но одним из самых главных показателей директор департамента транспорта Владимир ГУБЕР считает количество перевезенных пассажиров. Если за первые полгода 2005 года было перевезено немногим более 86 миллионов человек, то за первое полугодие нынешнего городским транспортом воспользовалось уже свыше 115 миллионов.
Обновление подвижного состава, повышение его технических характеристик, усиление кадрового состава муниципального пассажирского транспорта позволили значительно улучшить качество обслуживания пассажиров. Так, средний интервал движения автобусов на городских маршрутах в 2006 году сократился с 14 минут до 10, троллейбусов — с 8,5 до 8 минут. Значительно улучшилось транспортное обслуживание омичей в вечернее время, а работа муниципального пассажирского транспорта продлена до 24 часов.
Еще раз повторим, что новая маршрутная сеть начала действовать с 1 февраля. Она учла возможности муниципального транспорта, пропускную способность магистралей, направления поездок горожан. И сегодня перевозки пассажиров осуществляются по 170 маршрутам. Но это вовсе не означает, что эта схема стала раз и навсегда утвержденной догмой. Как рассказал Владимир Губер, департаментом транспорта организовано проведение ежедневных обследований на маршрутах городского пассажирского транспорта с целью обеспечения оптимального для жителей города Омска распределения подвижного состава на маршрутной сети. Причем одним из важных этапов работы по оптимизации городской маршрутной сети стало взаимодействие с представителями КТОС города Омска, учет предложений горожан, поступающих в администрацию города и непосредственно в департамент транспорта. Так, с учетом результатов обследований и предложений жителей города было открыто восемь новых автобусных маршрутов и изменены схемы движения трех.
Еще один немаловажный аспект введения новой транспортной схемы: в результате упорядочения деятельности частных перевозчиков количество ДТП с участием маршрутных такси снизилось с 17 случаев в первом полугодии 2005 года до 12 2006-го. В целом за такой же период, считает директор департамента транспорта, обстановка на дорогах города Омска значительно улучшилась, увеличилась их пропускная способность, уменьшилось количество заторов, что положительно повлияло на экологическую ситуацию в городе.
Но значит ли все это, что пресловутая транспортная проблема в Омске решена «окончательно и бесповоротно» и стремиться транспортникам более некуда? Владимир Губер так не считает. Пожалуй, одной из наиболее важных задач будет внедрение современной системы радионавигационного диспетчерского управления транспортом. Эта система позволит управлять всеми видами городского пассажирского транспорта, что даст возможность сократить непроизводительные пробеги и простои. Кроме того, использование современной радионавигационной системы обеспечит оперативное управление как городским пассажирским транспортом, так и службами коммунального хозяйства, медицинской помощи. Мэром Омска согласовано проведение конкурса на определение исполнителя заказа по внедрению в нашем городе этой системы.
Остается добавить, что в 2007 году предполагается продолжить обновление парка транспортных средств. Запланировано приобрести еще 100 единиц автобусов, 20 троллейбусов, 4 трамвая.