Форма есть - закон не писан

Форма есть — закон не писан

В центре Омска милиция, применив силу, задержала пикетчика с лозунгом "Хватит искать врагов"

На третий день после начала индивидуальной акции протеста диссидент Виктор Корб, как и обещал, устроил ее «официальную презентацию» для коллег-журналистов. До этого он гулял в самодельном «жилете» с надписями «Оставьте Грузию в покое!» и «Хватит искать врагов» по центру города, заходя в магазины, в том числе, в Торговый центр «Омский» (ТЦ). 9 сентября, в 11:00, презентация началась недалеко от входа в ТЦ и проходила в форме живого общения с пешеходами и журналистами. Одни омичи были солидарны с пикетчиком и говорили о недопустимости разжигания ксенофобских настроений. Встретилась и пара раздраженных граждан, зло и громко заявивших «Сибирь для русских», «Нечего вам тут делать», и даже «Так ты не грузин? Значит еврей!». Именно эти бдительные граждане, похоже, оперативно донесли информацию о пикетчике до охраны ТЦ.

В 11:17 из здания вышли два человека в форме, похожей на милицейскую и, категорически отказавшись представиться, в грубой форме потребовали «пройти с ними для выяснения личности». Предъявление паспорта и журналистского удостоверения их не удовлетворило, а присутствие журналистов и многочисленных граждан не смутило. Через десять минут препирательств молодые люди схватили правозащитника и втроем поволокли в закуток с надписью «Пост». Оказавшись внутри, Виктор Корб обнаружил, что у него из руки течет кровь, однако первую помощь оказать ему не смогли около получаса — сначала, просто пытаясь не замечать травмы, а потом выяснив, что аптечка недоукомплектована и нет сотрудников, способных справиться с бинтом и зеленкой. Диспетчер скорой помощи, посовещавшись с кем-то, сообщила корреспонденту ДО-инфо, что по вызову они приедут, только если обратится милиционер.

Вскоре в караульное помещение магазина потянулись старшие милицейские чины — вплоть до полковников, видимо, вызванные «для подкрепления» из ближайшего УВД. Все они также отказались представиться и прокомментировать инцидент с незаконным задержанием известного журналиста и правозащитника. Только один подполковник выдвинул версию, что задержанный, возможно, «отказывался выполнить требования сотрудников милиции». Между тем, статус «караулки» торгового центра, как выяснилось, вообще к милиции имеет весьма отдаленное отношение: сами сотрудники признались, что для них важнее всего указания начальника охраны Торгового центра, потому что от него зависит их зарплата. (А милицейскую форму они носят, видимо, по привычке или от бедности — прим. вып. ред.)

По словам Виктора Корба, в ходе полуторачасовых «дискуссий» сотрудники милиции продемонстрировали вопиющее незнание законов, начиная от Конституции и процессуальных кодексов и заканчивая законом о публичных акциях. В результате они так и не смогли найти законного обоснования его «заключения», отказались оформлять задержание и даже предложили написать заявление об «отсутствии претензий». Прибывший к месту происшествия правозащитник Юрий Шадрин, комментируя происходящее, отметил, что сотрудники милиции обязаны составить протокол задержания и выдать его копию человеку, что по поводу незаконного задержания следует обращаться в прокуратуру. Впрочем, он же признал, что порой такое обращение влечет настоящую месть со стороны «обиженных сотрудников». А Виктор Корб пояснил, что давно перестал считать прокуратуру и суды действительно «правоохранительными органами» и считает бессмысленным тратить на них время, поддерживая миф об их легитимности. А вот от намерения продолжить свою акцию он не отказался, поскольку она, по его словам, обращена не к «пособникам режима, который ведет страну к катастрофе, а к гражданам, не утратившим совесть и чувство ответственности хотя бы за свою жизнь и свободу».

На фото (С) Татьяны Ильиной, 2006 — моменты «одиночного пикета».