СЕРЫЙ ИМПОРТ, БЕЛЫЙ ЭКСПОРТ

Темные места российско-киргизских переговоров в Омске

От восьмого заседания межправительственной Российско-киргизской совместной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МРКСК) омичи, похоже, ожидали многого. Накануне «12 канал» бодро рассказывал о предстоящем визите в Омск премьер-министра Киргизии Феликса КУЛОВА и руководителя Федерального агентства по атомной энергии Сергея КИРИЕНКО. Они официально возглавляли киргизскую и российскую делегации. Но КУЛОВ не приехал в Омск и «по состоянию здоровья», а КИРИЕНКО в ответ «растянул спину». Главных переговорщиков заменили чрезвычайный и полномочный посол Киргизии в России Апас ДЖУМАГУЛОВ и заместитель директора департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития РФ Сергей КУЗНЕЦОВ. Как пишет «КоммерсантЪ» в Омске», «вероятно, из-за отсутствия главных переговорщиков на заседании комиссии не появился и губернатор Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ. В пресс-службе облправителъства пояснили, что глава региона ушел в отпуск». («Что-то где-то нас держит» — от 3 августа). Но это, кстати, не помешало Леониду Константиновичу встретиться 2 августа с экс-капитаном «Авангарда» Олегом ТВЕРДОВСКИМ и взвесить в руках знаменитый Кубок Стэнли.

После всех публикаций осталась все же непонятной причина проведения мероприятия именно в Омске. Если судить по «Омской правде», то вопросы комиссия решала исключительно общероссийские: гидроэлектростанции, нефтегазовая отрасль, строительство алюминиевого завода, а в качестве субъектов фигурировали РАО ЕЭС и Газпром. («Роль региона в большой политике» — от 4 августа). Единственной зацепкой, похоже, было то, что «Омская область имеет солидный товарооброт с Киргизией. В 2005 году он составил больше ста миллионов долларов США при общем объеме торговли двух стран в 542 миллиона» («Да, азиаты!» в «Московском комсомольце в Омске» от 9 августа).

Казалось бы, замечательные цифры. Но ни в одном СМИ не оказалось их расшифровки.

80% экспорта из Омской области в Киргизию — нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо, масла смазочные), большая часть оставшихся 20% — продукция химической промышленности.

Впрочем, как заявил на встрече с омскими предпринимателями представитель киргизско-российского ЗАО «Транспортная компания «БИЕК-cargo» Алумбек ОТОРОВ, «70% товара ввозится в Омск нелегально. Причина — в отсутствии перевалочной базы на границе области, из-за чего официально товары приходится возить через Новосибирск, что удлиняет маршрут с 5 до 10 дней» (цитирую по данным РИА «Омскинформ»).

Косвенно такую проблему подтвердил и полномочный посол Киргизии, сообщив о переговорах с омичами об «организации прямого следования грузов из Киргизии в регион через Одесский таможенный пост» («Партнерство на равных» в «Российской газете «Прииртышье» от 4 августа).

Впрочем, истинный масштаб нелегального товарооборота России с Киргизией может оказаться еще значительнее. Накануне омского совещания газета «Ведомости» напомнила о рекомендации ЦБ «обратить внимание на операции российских банков с киргизским АзияУниверсалБанком (АУБ). ЦБ озадачил гигантский объем платежей иностранных клиентов АУБ в пользу российских компаний. За январь — июль 2005 года их набралось более чем на 170 млрд рублей. Эти средства перечислялись в оплату сделок, якобы связанных с продажей иностранными фирмами-клиентами АУБ — товаров в России, а между тем товарооборот России с Киргизией за 11 месяцев составил $473 млн ($ 128 млн — импорт)». «Масштаб этих операций и их постоянных характер позволяют предполагать, что за ними скрывается оплата серого импорта», — резюмировал ЦБ» («Центробанк закрыл дыру» в «Ведомостях» от 28 июля).

170 млрд рублей за семь месяцев — это $5,8 млрд, в то время как официальный товарооборот двух стран за 2005 год — $500 млн. Разница впечатляет •