18 августа градостроительный совет города Омска обсудил проект прохождения Иртышской набережной от Ленинградского моста до моста имени 60-летия Победы. В мае это предложение уже было одобрено на градсовете у губернатора. Но, по словам главного архитектора проекта ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» Богдана МРЫГЛОДА, в этот раз на рассмотрение вынесли более конкретное решение.
Четырехполосная магистраль по новой набережной, в перспективе продолженной до моста 60-летия ВЛКСМ в Нефтяниках, должна разгрузить проспект Маркса, улицы Ленина, Гагарина и Красный путь. Пляжи в центральной части города будут закрыты, а на их месте потребуется укрепление берега. На градсовет было представлено три варианта строительства набережной. Первый — наименее затратный, он предусматривает прокладку магистрали строго вдоль берега, возле Речного вокзала, а затем по будущему мосту через Омь с выходом на набережную Тухачевского.
Второй вариант разработали в НПО «Мостовик», который, по словам г-на МРЫГЛОДА, проектирует вантовый мост через Омь. Магистраль у Речного вокзала в «Мостовике» предлагают проложить на дополнительной платформе, частично выполненной в виде эстакады. Архитекторы также предусматривают максимальное восстановление исторической части центра города — Омской крепости. По их проекту дорога в районе этой зеленой зоны на правом берегу Оми должна пройти в тоннеле. А над ним можно будет восстановить береговые крепостные валы.
Третий вариант института «Омскгражданпроект» — самый масштабный. На новой намывной набережной у Речного вокзала они предлагают построить современный гостинично-офисный и развлекательный комплекс. Куйбышевский пляж должен быть ликвидирован, зоны отдыха при этом переносятся в левобережную часть города. Взамен пляжей на правом берегу на намывном участке» возможно строительство аквапарка с большими бассейнами. Искусственный мыс также образует бухту, которую, по мнению Богдана МРЫГЛОДА, можно использовать для причаливания прогулочных катеров или устройства подводных фонтанов, а зимой — для катка. Чтобы вода в бухте не застаивалась, придется провести канал. Архитекторы Омскгражданпроекта тоже предлагают восстановить часть вала Омской крепости в районе Тобольских ворот. Новая магистраль набережной должна пройти здесь в пониженной отметке берега.
Богдан МРЫГЛОД напомнил собравшимся, что начало строительства набережной на участке от Ленинградского моста до Речного вокзала намечено в этом году. Поэтому вопрос о принятии решения стоит очень остро. «Вариант с намывом косы более затратный, — также рассказал архитектор. — Но в этом случае здесь намечается установка «Башни веков». Многофункциональная башня-опора винтового моста с ресторанами, музеями, выставочными и видовыми площадками могла бы стать образом и символом города».
В настоящее время институт «Новосибречпроект» приступил к моделированию реки Иртыш. Ученым показывали предварительные варианты проекта и получили ответ, что такое решение принципиально возможно. Затем оно будет проверено на математической модели.
Председатель Омского союза архитекторов Владимир МАЛЬЦЕВ сделал замечание, что набережная не должна стать препятствием для выхода горожан к реке. Но оказалось, что перепад рельефа позволит сделать воздушные переходы над магистралью. Во-вторых, по словам г-на МАЛЬЦЕВА, надо продумать соединения поперечных дорог и самой набережной. «Говорить, что эта магистраль будет панацеей от транспортных проблем, не следует», — заявил он. На обсуждении в Союзе архитекторов, состоявшемся за день до градсовета, омские зодчие выступили резко против строительства набережной. Однако на градостроительном совете их упрекнули в провинциализме. Ведь воплощение этой идеи, по словам присутствующих, должно вывести Омск на уровень известных мегаполисов. В итоге проект решили принять с учетом замечаний и предложений.