Говорят, что на всякое «ядие» есть противоядие. В ответ на меры по выдавливанию «лишних» «газелей» с магистралей города, предпринятые мэрией, частные перевозчики нашли нестандартный ход. Объединяющий их «Сибирский транспортный союз» заключил договор со строительным рынком «Южный» по транспортному обслуживанию персонала, арендаторов и клиентов предприятия. Согласно этому договору не менее 100 маршруток должны с интервалом в пять минут возить народ из Нефтяников, с Левого берега, Амурского поселка до рынка и обратно. Практически через весь город.
Понятно, что эти «не менее 100 «газелей» вклиниваются в действующую маршрутную сеть и самовольно увеличивают санкционированное муниципалитетом количество машин на дорогах. Но, как выяснилось, оснований для привлечения их к административной ответственности нет.
Дело в том, что по российским законам мэрия не обладает монопольным правом на организацию перевозки людей и открытие новых маршрутов. Это могут делать и частные предприниматели, и юридические лица. Роль городской администрации в данном случае ограничивается проведением обследования новых маршрутов на предмет их соответствия правилам безопасности дорожного движения. А поскольку муниципалитет проводить такое обследование отказался, частные перевозчики обратились с жалобой в антимонопольную службу. И государственный орган выдал мэрии предписание: в месячный срок обследование провести и впредь подобных необоснованных отказов не допускать.
О юридической стороне вопроса можно рассуждать долго, но суть вовсе не в ней. Частные перевозчики давно бы ушли с транспортного рынка, если бы со стороны омичей не существовал спрос на их услуги. Причем после принудительного сокращения количества маршруток на дорогах спрос этот явно не удовлетворяется. Чтобы в том убедиться, достаточно выйти на любую остановку: желающих уехать на «газелях» больше, чем мест в них. И в сложившейся ситуации городская администрация фактически борется не с «левыми» газелистами, а с омичами, которые хотят быстро и без толкучки добраться до нужного места. Отсюда и низкая эффективность карательных мер в отношении «нелегалов».
Возьмем, к примеру, тот же строительный рынок «Южный». Ведь расположен он на самой окраине города, и добираться туда на перекладных — себе дороже. Да, по результатам проведенного муниципальнбго конкурса до «Южного» должны ходить в общей сложности порядка полутора сотен легальных маршруток. Но реально работает на маршрутах только треть от них. Понятно, что для администрации рынка подобное транспортное сообщение смерти подобно — так можно лишиться всех покупателей. Потому и заключила она в критической ситуации договор с союзом перевозчиков, предусматривающий комфортную доставку омичей из разных концов города. Нормальное деловое соглашение, которое не противоречит нормам законодательства.
Зато это соглашение подрывает установленный мэрией порядок работы маршрутных такси. И поскольку отстоять правоту своей позиции в антимонопольной службе представителям горадминистрации не удалось, предпринимается другой шаг: глава Омска Виктор Шрейдер обращается за помощью к начальнику УВД Виктору Камерцелю. В своем письме мэр просит провести проверку наличия договоров между строительным рынком «Южный» и союзом перевозчиков, а также движение денежных средств при исполнении этих договоров. Просьба достаточно туманная, ибо не вполне понятно, что именно надо проверять, но в подобных ситуациях конкретика не очень-то и нужна. Обратившиеся в редакцию частные предприниматели говорят, что уже ощутили на себе пристальное внимание сотрудников милиции.
Если честно, вся эта возня уже давно набила оскомину, поскольку к качеству обслуживания пассажиров, что, по сути, является главной задачей муниципальных властей, отношения она не имеет. Пробки на дорогах создают не маршрутки, а на остановках омичи одинаково рискуют попасть под колеса как нелегальных, так и легальных «газелей» — просто там нет нормальных условий для посадки людей.
Кстати, имеются вопросы и к самому порядку организации маршрутной сети. По нашей информации, некоторые победители муниципального конкурса уже вовсю торгуют местами на своих маршрутах, установив для газелистов таксу в шесть с лишним тысяч рублей. Другими словами, стригут купоны с той самой маршрутной сети, которая вроде бы является муниципальной собственностью. Получается, отчего уходили, к тому и пришли…