На совете было отмечено, что, в целом, в регионе реализация национальных проектов идет успешно. Омская область лидирует в СФО по вводу жилья — 650 тысяч квадратных метров за 9 месяцев 2006 года. Сумма привлеченных кредитов КФХ и ЛПХ в рамках национального проекта «Развитие АПК» уже составила 682 миллиона рублей, при плане 355 миллионов рублей. Между тем деятельность министерств здравоохранения и образования получила критическую оценку за формальный подход к поставленным задачам.
Уже стало привычным, что реализацию национальных проектов в нашем регионе характеризуют одними и теми же словами — «стабильно», «по плану», «успешно». С подобными отзывами даже скептически настроенные граждане не могут не согласиться. Конечно, они могут не поверить слишком восторженным телевизионным отчетным репортажам. Или усомниться в данных статистики. Но среди этих скептиков, наверное, найдутся люди, которым обязательная диспансеризация помогла выявить то или иное заболевание. Или услышать от знакомых, что учитель школы, в которой учится их ребенок, выиграл конкурс и получил грант в размере 100 тысяч рублей. Это факты. А они, как известно, вещь упрямая. Дело в другом. В ситуации, когда все хорошо, возникает вопрос, почему все хорошо?
Национальные проекты — мероприятие не на один год. Это длительный процесс, в масштабах всей России. Здесь речь идет о миллиардах бюджетных рублей, напряженном графике работы и огромной ответственности министерств и ведомств в субъектах РФ. В Омской области начало реализации национальных проектов «Развитие АПК», «Здоровье», «Доступное жилье», «Образование» можно назвать новым этапом в выполнении региональных целевых программ. Таких как «Здоровая женщина — здоровый ребенок», «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Омской области на 2004-2010 годы», «Социальное развитие села в Омской области на период до 2010 года», «Поддержка личных подсобных хозяйств в Омской области на 2005 — 2010 годы», «Развитие системы образования Омской области до 2007 года», «Медицина высоких технологий на 2006-2010 годы» и других программ. Так, в рамках национального проекта «Доступное жилье» годовой план ипотечных и жилищных кредитов составлял 2 миллиарда 207 миллионов рублей. За девять месяцев текущего года уже оформлено кредитов на 2 миллиарда 100 миллионов рублей. В реализации национального проекта «Развитие АПК» Омская область занимает ведущие позиции по количеству сельских потребительских кооперативов. Развивается и система кредитования КФХ и ЛПХ. За 2006 год сумма субсидий по привлеченным кредитам составила 7 миллионов 200 тысяч рублей. Результатом поддержки региональным правительством системы образования можно считать улучшение успеваемости выпускников средних школ. Так, число выпускников, сдавших ЕГЭ на средний балл 4,5, увеличилось с 1103 (2005 год) до 5942 (2006 год). Еще до начала реализации национального проекта «Здоровье» ряд омских клиник, в том числе и районных, за счет средств областного бюджета был оснащен современным оборудованием. И сегодня омские врачи проводят операции, не уступающие по уровню сложности ведущим российским клиникам. Возможно, поэтому реализация национальных проектов в нашем регионе оценивается на самом высоком уровне. На прошедшей в июне 2006 года в Москве выставке-форуме «Здоровье нации — основа процветания России» было отмечено, что в рамках реализации национального проекта «Здоровье» в Омской области на 100 процентов выполнены два этапа вакцинации против гепатита В. А по качеству и объемам диспансеризации населения наш регион занимает второе место в СФО и пятое по России. Омская область является победителем конкурсов по распределению федеральных средств, проводимых в рамках национального проекта «Доступное жилье». Но головокружения от успехов у министерств и ведомств, ответственных за реализацию национальных проектов, нет. На заседании совета первый заместитель председателя правительства Омской области Евгений Вдовин отметил недостатки в работе министерств здравоохранения и образования. Так, в Калачинском, Черлакском, Усть-Ишимском, Одесском, Большеуковском районах существует дефицит специалистов-диагностов. В результате новое медицинское оборудование простаивает, потому что нет врачей. И это несмотря на то, что в рамках национального проекта «Здоровье» врачи могут пройти обучение узкой специальности по ускоренной программе. Но желающих мало. Министерство здравоохранения и главы МО в решении этого вопроса занимают пассивную позицию. Равно мак и в вопросах лицензирования лечебных учреждений. В рамках национального проекта «Здоровье» в лечебные учреждения области уже поступило 246 единиц диагностического оборудования. Но оно простаивает по причине отсутствия лицензий в ЦРБ Оконешниковского, Усть-Ишимского, Нижнеомского, Знаменского, Седельниковского, Большеуковского, Азовского районов. Также были вопросы и к министерству образования, которое еще три месяца назад должно было приступить к разработке регионального плана модернизации системы образования, чтобы принять участие в федеральном конкурсе. По результатам этого конкурса министерство могло рассчитывать на финансирование этого плана из федерального бюджета. Но воз и ныне там. Поэтому советом было принято решение сформировать рабочую группу по разработке плана модернизации системы образования региона. Сделано это для того, чтобы сохранить заявленный регионом уровень исполнения национальных проектов. Что же касается деятельности министерств, то, по словам Евгения Вдовина, качество их работы должно соответствовать той степени ответственности, которая возлагается на них в реализации национальных проектов.