ИДЕОЛОГИЯ РОСТА

ИДЕОЛОГИЯ РОСТА

ОАО "Российские железные дороги" исполнилось три года

СНАЧАЛА ОПТИМИЗИРОВАЛИ УПРАВЛЕНИЕ

Реформирование естественных монополий — это, пожалуй, одна из наиболее важных экономических инициатив, которые реализуются российской властью. Модернизация системы управления железными дорогами — пример эффективного менеджмента в условиях рыночной экономики.

Вспомним, еще несколько лет назад сама идея заставить российские железные дороги перейти на рыночные рельсы казалась почти неосуществимой, а поэтому скептиков и противников реформы отрасли, начатой по инициативе Президента Владимира Путина, было немало. Однако на рубеже XX и XXI веков стало ясно: жить по-старому отрасль уже не может: ей нужны новые идеи, технологии, кадры, следовательно, затягивать с началом модернизации больше нельзя.

Реформа такой стратегически важной отрасли, какой является железная дорога, — процесс небыстрый: каждый шаг должен быть абсолютно точным. Главный принцип здесь — не навреди. Поэтому реформу наметили проводить в несколько этапов.

Коренные преобразования в отрасли начались с подготовки необходимой юридической базы и оптимизации системы управления: было решено государственное регулирование отдать в ведение Министерства транспорта России, а хозяйственные функции взяло на себя ОАО «Российские железные дороги». Иными словами, государство оставило за собой весьма широкие регулятивные полномочия — это просто необходимо ввиду особой значимости отрасли, но при этом удалось обеспечить хорошие предпосылки для создания режима наибольшего благоприятствования — для частных инвестиций в железные дороги.

В дальнейшем совершенствование сферы управления ОАО «РЖД» было продолжено. Из ее состава были выделены специализированные структурные подразделения — по ремонту, производству запасных частей и т.д. На этом этапе приоритет был отдан повышению конкуренции в сфере грузовых перевозок. Россия, своеобразный мост между быстро развивающимся Востоком и богатым Западом, — страна, обладающая уникальным географическим положением, а поэтому она должна доминировать на глобальном рынке транзитных перевозок. Очевидно, что транзитные грузоперевозки могут (и должны!) быть важнейшей статьей национального дохода. Конечно, это нельзя осуществить без современной системы железных дорог, а поэтому такая расстановка акцентов совершенно закономерна.

15 000 000 000 ЕВРО НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

С 2006 года реализуется третий, заключительный, этап реформы, рассчитанный на три года. Отрасль подошла к нему с солидными показателями. Например, на сегодняшний день более сорока процентов всего российского вагонного парка принадлежит независимым компаниям, а сами перевозки — прибыльны. На этом этапе особое внимание будет уделяться увеличению конкурентоспособности пассажирских перевозок. Специалистам известно, что они до недавнего времени были убыточными. Теперь же власть и железнодорожники приложат все усилия, чтобы коренным образом изменить эту ситуацию в долгосрочной перспективе. Для этого планируется создать одну или несколько профильных независимых, а также начать частичную продажу активов головной и дочерних компаний «РЖД». И на этом этапе к реформе будут подходить очень взвешенно.

— Считаю недопустимым входить в реформу, не обеспечив ее соответствующими финансами, — такова неоднократно заявленная позиция Президента России Владимира Путина.

Стоит отметить, что отрасль ждут очень серьезные финансовые вливания, которые осуществляются под конкретные программы развития. Общий объем трехлетней инвестиционной программы компании составляет примерно 15 000 000 000 евро, из них в этом году будет выделено не менее 4,5 000 000 000 евро.

БИЗНЕС И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Впрочем, омичей, конечно же, в первую очередь интересует, как на них отразится масштабная реформа российских железных дорог. Здесь прежде всего следует отметить взаимодействие Западно-Сибирской железной дороги и регионального правительства. Губернские власти активно участвуют в модернизации динамично развивающейся отрасли. На паритетных началах финансируется реконструкция вокзала «Омск-Пассажирский», закупка новых, современных электропоездов повышенной комфортности, работающих на наиболее важных направлениях — «Омск — Исилькуль», «Омск- Павлодар», «Омск — Тюмень», «Омск — Новосибирск». Завод по ремонту и производству колесных пар на станции Иртышской, терминал для подготовки полувагонов под погрузку на станции Входной, реконструированный пригородный вокзал в областном центре — вот показательные примеры взаимовыгодного партнерства.

Еще один яркий пример — деятельность компании «Омск-Пригород». Она была создана три года назад в соответствии с соглашением о взаимодействии между губернскими властями и ЗапСибжд. Уже в первый год деятельности компании ситуация с убыточностью пассажирских перевозок изменилась кардинально: из четырех, организованных на Западно-Сибирской железной дороге подобных компаний, она абсолютно лучшая. Удельная доля ее прибыли по пригородным перевозкам на конец прошлого года составляет девяносто три процента!

Пожалуй, опыт сотрудничества Правительства Омской области и ЗапСибжд в бизнес-сфере вполне может быть транслирован и на другие регионы страны.

С качественным развитием отрасли растут и налоговые поступления в бюджеты всех уровней и различные социальные фонды Омской области. Так, только за последние три года платежи железнодорожников в консолидированный региональный бюджет и соцфонды составили более трех миллиардов рублей, из них почти восемьсот миллионов поступили за восемь месяцев этого года.

Перевозка льготников — еще одна сфера взаимодействия власти и железнодорожников. В Омской области, по решению губернатора Леонида Полежаева, сохранена льгота по проезду в пригородном железнодорожном транспорте.

ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ ОМСКОГО ВОКЗАЛА

И все-таки, о том, что железная дорога развивается быстрыми темпами, большинство жителей области судят по тому, как меняется железнодорожный вокзал «Омск-Пасажирский», реконструкция которого считается одним из самых значимых проектов, реализуемых в регионе. Вокзалу в этом году «стукнуло» уже сто десять лет. Для поддержки стабильного роста омской экономики требуется высокими темпами развивать транспортную инфраструктуру региона. Железнодорожный вокзал в этом отношении — это объект ключевой. Проект находился под личным контролем губернатора Омской области Леонида Полежаева и руководителя ЗапСибжд Александра Целько. Серьезные инфраструктурные проекты требуют внушительных затрат: общая стоимость реконструкции — более полумиллиарда рублей.

На модернизацию вокзала строителям отведен всего лишь год. Современные технологии, передовые инженерные и архитектурные решения, примененные при реализации проекта, обеспечили высокое качество и не менее высокую скорость работ. Первая очередь уже завершена. В нее вошли центральное и западное крыло вокзала. К декабрю этого года весь комплекс работ будет окончен. Полезная площадь вокзала увеличится примерно на две с половиной тысячи квадратных метров — до восьми с половиной тысяч «квадратов». Залы ожидания и комнаты отдыха станут значительно более просторными — в них одновременно смогут разместиться более полутора тысяч пассажиров.

На омском вокзале можно будет получить более ста видов дополнительных услуг: почта, телеграф, телефон, парикмахерская и многое другое. Чтобы пассажирам было комфортнее, будут работать четыре эскалатора (уже установлено два из них). Кстати, говорят, что эскалаторов пока нет ни на одном другом вокзале на российских железных дорогах.

Интерьер помещений — удачное сочетание эстетики и функционализма. Главные ворота Омска изнутри и снаружи выглядят строго, солидно, современно.Подстать одному из самых крупных и красивых российских городов, каким, разумеется, является и Омск. С имиджевой точки зрения «новый-старый» вокзал удался полностью.

Изюминка интерьеров — хрустальные люстры. Самая большая из них установлена в центре вестибюля. Доминанта архитектурного ансамбля — купол, высота которого со шпилем составляет без малого сорок метров.

Даже когда реконструкция вокзала «Омск — Пассажирский» будет завершена полностью, это не станет последним аккордом модернизации железнодорожных ворот Омска. Ворота эти превратят в настоящий комплекс, в который войдут два вокзала «Омск-Пассажирский» и «Омск-Пригородный», а также серьезно осовремененная привокзальная площадь, на которой в перспективе появятся гостиница, подземная парковка и даже станция метро.