То завораживали таинственные национальные мелодии, то забавляли герои народных сказаний. И сами куклы были необычными, они созданы в духе графических картин народным художником Бурятии Цырен-Намжилом Очировым. В 2006 году на Национальном театральном фестивале «Золотая маска» этот спектакль удостоен премии «Лучший спектакль театра кукол», а актер Жаргал Лодоев — премии «Лучший актер театра кукол».
В тот же день в малом зале смотрели трогательную сказку Андерсена «Гадкий утенок» Красноярского театра кукол. Это тоже знаменитый театр не только в России, но и за рубежом. А куклы, изготовленные мастерами театра, удивляли посетителей музеев России, Австрии, Германии.
— На фестивале вас ждет еще много удивительных встреч и интересных событий, — сказал директор «Арлекина» Станислав Дубков. — Каких? Пусть это для всех будет сюрпризом. Самое главное, что все мы здесь сегодня собрались! Фестивальте!
И в «Арлекине» шумели, веселились и фестивалили все восемь праздничных дней. На сцене шли и «Король-Олень» тюменского театра кукол, и «Маленькие трагедии» томского театра, и «Конек-Горбунок» из Братска, и омская «Золушка».
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
— Мы сидели с подружками около Драмтеатра на лавочке, — рассказывает Ольга Ильинична Зикунова. — И к нам подошел Евгений Дмитриевич Аша. Он спросил: «Девочки, вы не хотели бы в театре работать?» Конечно, конечно мы хотели работать в театре! Мне тогда было только 19 лет. А Евгений Дмитриевич, оказывается, был режиссером. Мы сначала думали, что он посмеялся. Но он спросил, есть ли у нас знакомые молодые ребята, которые тоже хотели бы стать актерами. Я тогда ходила в драмкружок. В наш театр пришли Зикунов, Уликин, Рябов. Вот так все начиналось. Шел 1936 год.
— Получается, что театр создавали не профессионалы?
— Мы совершенно не знали, что такое куклы. И помещения у нас не было, и кукол не было. Репетировали на лавочке около Драмтеатра. В апреле уже было тепло. Аша раздал нам роли. Он нам обо всем рассказывал, учил нас. И мы постепенно влюблялись в кукол. Первым нашим спектаклем была чеховская «Каштанка».
— Но у вас же не было кукол?
— Комплект кукол для спектакля «Каштанка» нам прислал из Москвы Сергей Образцов. Эти куклы были для детских садов, для детей. Мы их переделывали на свои взрослые руки.
— Где проходил первый ваш спектакль?
— Тогда был парк «Березовая роща». Там и состоялась первая премьера в День железнодорожника. Поначалу нам надо было всему учиться. И мы учились. Для второго спектакля «Волшебная калоша» уже сами создавали кукол. Пригласили художника, он сделал из глины головки кукол. А мы их обклеивали папье-маше.
— Какие вам вспоминаются истории вашей молодости, молодости вашего театра?
— Помню, поехали мы с «Волшебной калошей» на гастроли в Тюмень. Выходим из поезда, а у нас чемодан украли с декорациями и куклами. Билеты все проданы, а нам играть не с чем. Что делать? На неделю перенесли спектакль, вернулись в Омск. И день и ночь делали кукол. Мы лепили их, сушили над плиткой. Администратор с ног сбился, нам нужны были и ткани, и мех. А в то время это все было в жутком дефиците. Приносили и из дома у кого какие были лоскутки. Через неделю все было готово, и мы сыграли «Волшебную калошу» в Тюмени. Принимали нас очень хорошо… А тут и война началась. Я ушла на фронт.
— Это не совместимо — война и куклы…
— А что делать? Я на фронте снайпером была. А театр работал, ставились спектакли. После войны я не сразу вернулась в театр. Жила в Норильске. И даже когда мы с мужем вернулись в Омск, думали, что уже не будем работать в театре.
— А чем завораживает театр кукол?
— Мы его любили, как дети! Нам было все интересно. Сейчас в театре кукол стали ставить и взрослые спектакли. Часто в «живом» плане играют. А мне нравилось играть для малышей, именно кукольные спектакли. Это так интересно, когда ребенок смотрит из зала на сцену широко открытыми глазами. Молодость моя была счастливой. Сейчас на юбилей и Ян Зверянский приехал из Кемерова, и Тамара Свириденко из Новосибирска. Мы вспоминали, как по районам ездили, самые дальние деревни навещали. Ставили ширмы в клубах и на улице. А если дождь, то спектакль продолжали уже после дождя. И техника ломалась, и пешком шли, и машину из грязи вытаскивали. Есть гостиница — хорошо, хоть умыться есть где…
— А ваши любимые роли?
— Все любимые. И Наина в «Руслане и Людмиле», и Змея в «Большом Иване». Я и Сокола играла. Очень любила Слоненка. Так вот подумаешь иногда, что это было 70 лет назад…
ЛУЧШИЙ СКАЗОЧНИК РОССИИ
Фестиваль — это не только спектакли, встречи и общение. На театральных фестивалях всегда проводятся мастер-классы. Воистину, всех поразил и удивил актер и художественный руководитель театра «2ку» из Томска Владимир Захаров. У него в спектакле «История одной куклы» оживают и лампа, и роза, и даже тапочки. А кукла вращает глазами, шутит, поет песенки, о чем-то рассуждает. А какие у нее подвижные пальчики! Мастер же ничуть не удивлялся реакции актеров и режиссеров. Он уже привык к тому, что его живые куклы покоряют сердца и маленьких детей, и взрослых. Владимиру Захарову удалось то, очем мечтают многие: создать свой мир, где живут любовь и доброта, где происходят чудеса. И сюда может заглянуть каждый.
— Что значат для вас куклы?
— Это рок, судьба. Сначала я получил совсем другую профессию, занимался автоматизацией, всякими роботами. Потом пришел в театр кукол. Придумал «Куклу на запястье». Ее нужно было воспитывать, учить, построить для нее дом. Я создал свой театр, а потом появилась другая идея — «оживить» все сценическое пространство. Появились управляемые фонари, замерцали звезды. В театр кукол пришел компьютер, который и творил для детей эти чудеса.
— Это трудно?
— Конечно, за каждой куклой кроется колоссальная работа, которая обычному человеку может быть не совсем понятна. А я и актер, и режиссер. Писал стихи и прозу. Новые идеи возникают постоянно.
— Ваши куклы уникальные. Их у вас просят продать?
— Да, есть куклы, которые живут в частных коллекциях. А некоторые даже за границей и в музеях. Расставаться с ними жалко. Утешает лишь то, что приходит время, когда их нужно «лечить». И мы встречаемся с ними после долгой разлуки. Тогда на душе становится светло и радостно.
О ФЕСТИВАЛЕ, О ДЕТСТВЕ, О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
Юрий Фридман, почетный гость фестиваля: Когда я был режиссером в омском ТЮЗе, то часто забегал в гости в «Арлекин». И сколько я знаю этот театр, он всегда был и остается ищущим. Не секрет, что во многих театрах кукол доминируют режиссеры или художники. А здесь режиссер делает ставку на актеров, ищет и придумывает для них роли. «Арлекин» — это очень современный театр. Посмотрите работы Бориса Саламчева и Ольги Веревкиной! Кстати известный мультфильм про поросенка Фунтика тоже родился здесь. Эту историю мы написали в Омске специально для театра вместе с Валерием Шульжиком. Она называлась у нас «Четвертый поросенок». А потом спустя 10 лет, когда Шульжик стал в Москве известным писателем, он отнес этот сценарий на киностудию. А Фунтиком ласково называли домашние Игоря, сына Шульжика.
Любовь Федоровна Калиниченко, заслуженная артистка России (Тюмень): Актеры любят фестивали. Хочется показать свои работы, посмотреть, как работают в других театрах. Со многими актерами и режиссерами мы знакомы. На словах не расскажешь, как играть, это надо видеть. Мне понравились «Маленькие трагедии» томского театра. На этот раз на фестивале было много спектаклей для взрослых. Я люблю спектакли для самых маленьких. Кукольный театр — совершенно уникальное искусство, и очень сложное. Зритель у нас самый благодарный. Если взрослых очень трудно обмануть, то детей можно легко ввести в заблуждение. Ведь сказка должна учить детей жизни.
Юрий Уткин, главный режиссер Иркутского театра кукол «Аистенок»:
Впечатлений много и от самого города, и от театра, и оттого, как нас встречают здесь. Говорят, что о вкусах не спорят. Что-то нравится, что-то не очень. Где-то интересна режиссура, где-то актерские работы. Мне понравилась работа художника из Братска Артура Вольховского. На фестивале я увидел, что каждый режиссер что-то ищет. Пытается найти истину, возможно даже для себя, независимо от того, понравится это критикам или нет. Как сказал Сальери, можно музыку разобрать по нотам, но зачем, насколько это тогда будет впечатлять. Если ребенок уходит со спектакля и что-то уносит с собой, значит, мы достучались до его сердца.
Валерий Николаевич Шацкий, руководитель Рязанского государственного театра кукол, художественный руководитель фестиваля «Рязанские смотрины», президент российского национального Центра международного союза деятелей театра кукол: У нас в Рязани проходит старейший Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины». Он проводится раз в два года, и уже отшумело 10 фестивалей. Мы приглашаем самые интересные театры России, ближнего и дальнего зарубежья. У нас бывают театры Америки, Бразилии, Франции, Германии. Омский театр дважды приглашался на «смотрины». Из тех театров, которые были на омском фестивале, я бы пригласил на «Рязанские смотрины» два театра: бурятский и омский.
Ольга Леонидовна Глазунова, заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России: Даже для тех театров, которые не отмечены жюри, этот фестиваль был важным. Он позволяет осмыслить творцу, что он делает. Может быть, даже посмотреть на себя со стороны. И если кому-то на обсуждении театральные критики говорили очень горькие слова, творческий человек должен правильно их оценить и что-то переосмыслить в своем творчестве. Я думаю, что следующий фестиваль пройдет еще интересней, и мы с вами увидим много новых и прекрасных работ.
Анатолий Петрович Кулиш, проректор по научной работе Санкт-Петербургской академии театрального искусства, профессор кафедры русского театра, кандидат искусствоведения: Я был и на I Сибирском фестивале. Программа нынешнего фестиваля была разнообразная. Не случайно классика на фестивале занимала значительное место. Тот поток, который, к сожалению, идет с телеэкранов, отучает детей от восприятия классики, от доброй сказки. Поэтому у театра, особенно у театра кукол, особая миссия. Яркие впечатления от фестиваля — они в итогах, жюри. Конечно, молодцы участники спектакля Бурятского театра кукол «Ульгэр». Успех к ним пришел, может быть, и потому, что туда пришел работать почти весь курс, который недавно выпустился в Академии театрального искусства в Санкт-Петербурге. Ставка на молодых очень знаменательна. Чего мне не хватало во многих»спектаклях? Не хочу никого обижать, но, тем не менее, я смотрю спектакль бурятского театра и он меня задевает, заставляет переживать и сопереживать, хотя я не знаю бурятского. Но когда идут спектакли на русском языке и они меня совсем не трогают, это очень обидно. У меня меньше всего претензий к актерам. А вот режиссер — он должен особо относиться и к материалу, который берет к постановке, он должен любить героев своего будущего спектакля. И зрители должны понимать это. Нужно нести сердце детскому зрителю. Что такое театр кукол? Это, прежде всего, воспитание чувств.