ПОРОЖНЯКОМ ПО ЖИЛЬЮ

Нанес удар владелец подъездных путей

В Омске складывается парадоксальная ситуация, когда один человек в состоянии поставить под угрозу срыва выполнение губернаторской программы строительства жилья и, можно сказать, реализацию национального проекта на отдельно взятой территории.

Человека этого зовут Константин Петренко. Он контролирует практически все промышленные подъездные железнодорожные пути города. Как Петренко получил такую власть, «ОВ» уже рассказывал, сейчас речь о том, как он ее использует. Есть в Советском округе такое предприятие — «Завод стройконструкций», которое является структурным подразделением домостроительной корпорации «Стройбетон». Из заводских изделий возводится более чем треть всего строящегося в Омске жилья, и сам «Стройбетон» активно ведет жилищную застройку, причем его квартиры одни из самых дешевых в городе. Понятно, что цемент, щебень и прочие стройматериалы, необходимые для производства железобетонных изделий, на завод на руках не принесешь, они доставляются сюда в основном по железной дороге, благо пути к предприятию имеются. Да вот беда, принадлежат они не заводу, а ЗАО «Промышленные технологии», которое сдает их в аренду ООО «Промышленный железнодорожный транспорт». И та, и другая фирмы контролируются Константином Петренко и служат ему надежным источником дохода. А также отличным рычагом давления на не понравившихся конкурентов: пути мои, хочу — пущу, хочу — нет. Этот рычаг и был применен недавно по отношению к «Заводу стройконструкций».

Дело в том, что генеральному директору завода Олегу Золотову надоело платить за какие-то полкилометра прогона едва ли не столько же, сколько стоит провоз груза от Кемерова до Омска, и он задумал строительство собственной ветки. В мае 2004 года предприятие получило от Омского отделения ЗапСиба разрешение на устройство двух стрелочных переводов на железнодорожной ветке ст. Комбинатская-РМЗ с целью сделать два тупика и создать на их основе сеть путей на территории завода. Институт «Омский промстройпроект» выполнил соответствующие работы, были получены отвод земельного участка и разрешение на примыкание к путям необщего пользования.

В прошлом году строители приступили к работам, но колею проложить им не дали — как-то вечером к уже уложенным рельсам подъехали дюжие парни и сковырнули пути. Однако настырные заводчане подождали еще годик и решили-таки монополию Петренко нарушить — получили разрешение на строительство от администрации Омска, поставили на днях забор и приступили к укладке рельсов. Тут же появились два бульдозера с явным намерением это дело пресечь. Но руководство завода такую ситуацию предвидело и заранее наняло оберегать свое хозяйство охранное предприятие. Вооруженные охранники бульдозеристов и отогнали.

Тогда против строителей предприняли обходной маневр — подогнали порожние вагоны и заняли ими все пути. «Что ж такое, нам ведь сырье надо получать», — заволновался Золотое. «А нам вагоны некуда ставить», — ответствовали ему из ПЖТ и парализовали деятельность завода. Через некоторое время порожняк, правда, убрали, но взамен разобрали переезд и поставили на него платформу, перекрыв ею единственную дорогу к подъездным путям. Объяснили так: нам надо ремонтировать переезд. Ремонт этот, по мнению руководства завода, может затянуться не на один месяц. Все это время доставку стройматериалов и отгрузку заводских изделий придется осуществлять исключительно автотранспортом, что существенно увеличивает себестоимость продукции, а значит, и цену квадратного метра жилья, о снижении или хотя бы сдерживании которой говорят все вплоть до президента России.

И уж на что могущественно ОАО «Российские железные дороги», но и оно не в состоянии урегулировать ситуацию. Более того, сами железнодорожники оказались в прямой зависимости от петренковских структур, вставших, по сути, на пути развития их хозяйства. Три года назад тогдашний мэр- Омска издал распоряжение, которым повелел выделить в Советском округе участок в 83 гектара под полосу отвода железной дороги. Но укладка здесь рельсов сделала бы ненужными услуги ЗАО «Промышленные технологии», и оно обратилось в областной арбитражный суд с требованием предотвратить возможность нанесения ему подобного ущерба. Какими мотивами руководствовалась судья Н.Ваганова, неизвестно, но в августе этого года она выносит определение: «запретить ОАО «Российские железные дороги», а также третьим лицам осуществлять строительные работы на земельном участке, расположенном в границах земельного участка площадью 833 555 кв. м».

Речь именно о том куске земли, по которому «Завод стройконструкций» хотел проложить альтернативную петренковской ветку к станции Комбинатская. И даже огромная, государственная, заметьте, компания, пожелай она сама построить эту ветку, не имеет на то, получается, никакого права. Только лишь потому, что это невыгодно господину Петренко. Так местный монополист легко положил на обе лопатки монополиста федерального.

Определение о запрете строительства тем же арбитражем уже отменено, но Константин Петренко по-прежнему всеми методами пытается помешать прокладке путей и нормальной работе завода. Нет омскому «рельсовладельцу», видать, дела ни до нацпроектов, ни до ожидающих квартиры людей, у него одна забота — отстоять свою монополию и выжимать баснословными тарифами деньги из строителей и многих других омских предприятий, которые отправляют грузы железной дорогой. А захотят те вырваться из паутины Константина Петренко — тут же их порожняком и придавят.