ДОРОГИЕ НАШИ ДОРОГИ

Проблема дорог в нашем городе не нова, и решать ее пытались давно и по-разному. Появился даже такой термин - ямочный ремонт, который широко применялся в последние годы

Правда, толку от латания дыр было как-то маловато: плюхнув лопату асфальта в лужу и слегка утрамбовав, с чувством исполненного долга дорожники переходили на следующий участок. И так — по кругу. И все — при деле. Хотя обычная житейская логика подсказывала, что лучше сделать один раз, но капитально, нежели ежегодно тратиться на то, что не дает никакого результата.

Да, капитальный ремонт дорог и строительство новых — дело весьма затратное. Но опыт показывает, что эти затраты с лихвой возвращаются в виде, допустим, тех же инвестиций, которые охотней вкладываются в регионы с развитой инженерной инфраструктурой и транспортной сетью, нежели в забытые богом и властями углы, куда, кроме как на тракторе, и проехать невозможно. К помощи трактора омским автомобилистам прибегать не приходилось, но и дороги были далеки от идеала. Ситуация к лучшему стала меняться с прошлого года, когда на городских улицах вместо рабочих с лопатами появилась мощная дорожная техника. Сделано было многое, но еще больше сделать предстоит.

В июле прошлого года на областном градостроительном совете была одобрена концепция развития дорожно-транспортной сети города Омска. Для ее реализации до 2010 года в городской администрации принимается целевая программа развития транспортной инфраструктуры. Необходимость разработки такой программы была очевидна: в далеком 1970 году, когда принимался генеральный план развития Омска, трудно было предугадать, что к концу двадцатого столетия количество транспорта на душу населения перевалит за все прогнозируемые нормы (предполагалось, что на тысячу человек будет 180 автомобилей), а заложенная в старый генплан дорожно-транспортная сеть не способна будет справиться с многократно возросшей на, нее нагрузкой. И благо бы, коль все, что утверждалось и принималось в 1970 году, было выполнено. Но лишь на бумаге остались свыше трехсот километров дорог, которые предполагалось тогда построить в городе Омске. Если конкретно, то из 411 предполагавшихся километров был построен только 41. То есть сегодня город Омск обеспечен дорожно-транспортной сетью лишь на 10 процентов от необходимого. А то, что существует и эксплуатируется, давно перестало отвечать требованиям миллионного города.

Поэтому не случайно, что вопрос строительства и реконструкции дорожной сети Омска стал предметом обсуждения на координационном совете по стратегическому развитию города. Как сообщил главный архитектор Омска Анатолий Тиль, около 70 процентов городских дорог имеет ширину проезжей части до девяти метров. А дороги с такими параметрами могут быть использованы в качестве дорог местного значения, но никак не общегородских. Кроме того, главный архитектор города выделил и ряд других недостатков дорожно-транспортной сети Омска. В частности, это отставание темпов строительства дорог, недостаточное количество магистралей и отсутствие окружной дороги. Департаментом архитектуры был разработан план мероприятий по развитию дорожной сети на период до 2010 года, который предполагает строительство широтной магистрали, соединяющей левобережную часть с центом города, а также по улицам Конева, Маршала Жукова, Фрунзе, и создание радиальных магистралей с выходом на окружную дорогу, которая также должна быть построена. И в этом случае она возьмет на себя весь транзитный транспорт и, соответственно, разгрузит городские магистрали. А уже существующие необходимо расширять до возможных пределов. Но помимо расширения проезжей части необходимо также строительство дорог-дублеров, что позволит сократить нагрузку на магистрали города.

Общий объем финансирования предполагает 17 миллиардов рублей, а ожидаемый эффект от этих вложений может быть выражен в сокращении дорожно-транспортных происшествий, снижении выбросов вредных веществ в атмосферу, а также в сокращении времени поездок. Таким образом, в случае реализации этой программы к 2010 году Омск должен ликвидировать копившееся десятилетиями отставание в строительстве дорог. В том числе и с помощью привлечения федеральных средств по общенациональной программе развития дорог страны. Заметим, что сейчас департамент архитектуры и градостроительства готовит проектно-сметную документацию для финансирования этих работ из бюджетов разных уровней. Включая федеральный.