В каждом из них власти по-своему решают проблему. В Омске ситуация стала изменяться в лучшую сторону с введением новой транспортной схемы. Как оказалось, опыт омичей признан многими городами России и уже сейчас применяется с учетом местных особенностей развития транспорта.
МЕНЯЕМ ЛИХАЧЕСТВО НА КАЧЕСТВО
В Омске новая городская маршрутная сеть начала действовать с 1 февраля 2006 года. При ее разработке специалисты учитывали вместимость городского транспорта, пропускную способность магистралей, направления поездок горожан — основные пассажирские потоки. Использовали они и статистику аварийности, предоставленную ГАИ.
За те восемь месяцев, что действует новая транспортная схема, число муниципальных автобусов и троллейбусов в Омске увеличилось на четверть. Более двухсот автобусов было куплено на деньги инвесторов. Сегодня люди уже забыли, когда по полчаса стояли на остановках: средний интервал движения автобусов на городских маршрутах сократился почти вдвое — до десяти минут, а троллейбусов — до восьми.
Вечером на дорогах города теперь работает больше автобусов. Они ходят до полуночи. На обновленных аншлагах, расположенных на остановках, есть информация о расписании движения автобусов с указанием точного времени прибытия после 21 часа. Скоро на всех остановках появятся новые таблички, отвечающие современным техническим требованиям.
Ежедневно в городском общественном транспорте проходят проверки качества работы и соблюдения культуры обслуживания. Современные требования к муниципальному транспорту довольно строги. В каждом салоне должна быть информация о схеме движения, водитель обязан объявлять все остановки, обеспечивать аккуратную посадку и высадку пассажиров. Большое внимание уделяется и хорошему санитарному состоянию салона, вежливому и корректному отношению работников общественного транспорта к пассажирам.
Сразу же после введения новой транспортной схемы число маршруток, работающих на городских магистралях, должно было сократиться почти в два раза: с трех до полутора тысяч машин. Это привело бы к снижению аварийных ситуаций на дорогах. Сегодня аварий с участием маршруток действительно стало меньше. Впрочем, и «Газелей» в Омске теперь не так уж много. Однако по результатам исследования, проведенного в конце июля, на городских магистралях по-прежнему работало 2340 микроавтобусов. Около тысячи «Газелей» продолжают работать нелегально, игнорируя правила и предусмотренную административную ответственность. Стоит отметить, что с 1 сентября сотрудники ГИБДД имеют право составлять протоколы на нарушителей. Так у милиционеров появилась реальная возможность избавить рынок частных перевозок от нелегалов.
Весной этого года Омский городской совет утвердил изменения и дополнения в Порядок распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси. Теперь заключение соглашений с победителями конкурса — процесс налаженный. И замена маршруток на автобусы должна пройти очень быстро и безболезненно. Причем автобусы эти будут покупать сами перевозчики на деньги, которые раньше отчисляли на развитие транспортной сети Омска.
ДЕЛИМСЯ СВОИМ ОПЫТОМ
Сегодня сайты информагентств большинства крупных городов России пестрят сообщениями о том, что магистрали мегаполисов сильно перегружены. Они не справляются с быстро растущим потоком частного автотранспорта. Появлению заторов на дорогах способствуют в первую очередь маршрутки, являющиеся причиной многих аварии. Большинство регионов уже сейчас взялись решать эту проблему.
Так, в городах центральной России происходит постепенный переход от маршрутных такси к автобусам большей вместимости. В Санкт-Петербурге автоперевозчики отказываются от приобретения пассажирских «Газелей», заменяя их автобусами среднего класса «Ютонг» и «Otoyol». Дело в том что местные инспекторы выявили несколько тысяч нарушений правил дорожного движения водителями маршруток: 1189 из них устраивали «гонки», 381 — везли «стоячих» пассажиров. Около двух тысяч машин были технически неисправны. Более 140 водителей не имели договора с городской администрацией о пассажирских перевозках.
Одно из автобусных предприятий северной столицы объявило о планах полностью отказаться от автобусов малой вместимости марки «Газель» к концу 2007 года. В компании такое решение мотивировали плохими техническими характеристиками микроавтобуса и его отрицательным имиджем, сложившимся у пассажиров. «Это технически слабая машина, эксплуатировать ее в режиме пассажирских перевозок невыгодно», — считает президент независимой ассоциации перевозчиков Татьяна Кутовая. Еще одна петербургская компания уже приобрела 50 китайских автобусов «Ютонг» и планирует пополнить свой парк еще 250 таких автобусов.
Опыт омских властей относительно маршрутных такси решено применять в Тольятти. Там за выезд на маршрут без разрешения водитель альтернативного транспорта должен будет заплатить от двух до трех тысяч рублей. Произойдет это в случае, если Самарская губернская дума внесет изменения в областной закон об административных правонарушениях. Если организация или частное лицо, не имеющее паспорта маршрута и разрешения городской транспортной комиссии, выезжает на маршрут, то сумма его штрафа составит от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда. Такая необходимость обусловлена наличием в Тольятти нелегальных перевозчиков пассажиров. Кроме того, в Тольятти, как и в Омске, решили заменить маршрутные такси автобусами. Здесь реализован один из самых грандиозных совместных проектов ТПАТП-1 и концерна «Русские автобусы»: в город прибыли первые автобусы модели «ЛиАЗ-5256-5» и «ЛиАЗ-62122».
В Белгороде состоялся муниципальный, конкурс на право заниматься частным извозом. Каждая из четырех компаний, участвовавших в нем, выиграла обслуживание строго определенных маршрутов — так называемых выгодных и невыгодных. Жители города недовольны тем, как ведут себя на дорогах водители «Газелей». Они высаживают пассажиров прямо на проезжей части, останавливаются только в начале остановки. Представители белгородской администрации последовали примеру омских коллег и нашли решение проблемы — переход на основных магистралях с мелких «Газелей» на вместительные автобусы.
Челябинское городское управление транспорта регулирует рынок частных перевозчиков, не допуская необоснованного увеличения маршрутных такси. По словам работников администрации города, в ближайшем будущем начнется работа по организации пассажирских перевозок автобусами большей вместимости.
Проблемы с маршрутками решают сейчас и в сибирских городах. С 2007 года планируется разгрузить центр Иркутска — так сообщает пресс-служба местной администрации. Для этого на улицах города будет уменьшено число микроавтобусов и введены автобусы большей вместимости.
Предприниматели Новосибирска готовы поддерживать инициативы городской власти в вопросе развития маршрутной сети города. Главное требование к частным перевозчикам — обеспечение безопасности пассажиров. Именно поэтому в Новосибирске решено также заменить маршрутки новыми надежными автобусами.
В Томске причинами роста аварийности на дорогах, по сообщениям информагентств, становится низкий профессиональный уровень водителей, технические неполадки
и перегруженность города транспортом. По данным пресс-службы города, за последнее время автоинспекторы Томска выявили 861 нарушение правил дорожного движения водителями маршрутных такси, по вине которых происходит большинство аварий. По итогам проверок из-за технических неполадок запрещена эксплуатация 121 микроавтобуса. Сейчас в Арбитражном суде Томска находится 12 материалов на аннулирование лицензий. Городские власти всерьез задумываются об уменьшении числа маршруток на дорогах.
В Барнауле в результате проведения конкурса на пассажирские автоперевозки значительная часть «Газелей» была заменена автобусами большей вместимости. Самыми важными критериями отбора стали техническое состояние автомобиля и соблюдение безопасности дорожного движения. В ближайшее время на улицы Барнаула выйдет очередная партия новых автобусов.
«За автобусами будущее» — именно под таким девизом сегодня во многих городах России реформируется система пассажирского транспорта. Цель этой реформы — повышение эффективности работы общественного транспорта и улучшение транспортного обслуживания населения. Технически слабые маршрутки сегодня уступают место вместительным и надежным автобусам.