В ГОСТЯХ У «АРЛЕКИНА

современный кукольный театр - это зачастую симбиоз всех форм, которые может предложить искусство

Театр — явление удивительное. Почему? Во-первых, здесь можно всего лишь в нескольких метрах от себя наблюдать парад нешуточных страстей, где любовь, вино и кровь смешиваются в умопомрачительный коктейль. Во-вторых, здесь можно увидеть самую трагическую драму и, покинув зал, облегченно вздохнуть: «Вот у них — настоящие проблемы: его дядя влил спящему отцу яд в ухо, а потом соблазнил его мать. Он изображает из себя сумасшедшего и на полном серьезе разговаривает с черепом какого-то парня, который тоже всю жизнь изображал из себя дурака. И конечно, главный герой влюбляется в ту, которая буквально через неделю после знакомства тонет. «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца»… И в конце концов все умерли, как обычно». В-третьих, здесь можно «принять антистресс» — самую смешную комедию, от души посмеяться над одураченными мужьями, не заметившими в шкафу грузного мужчину. А потом прийти домой, встретить жену, лечь спать и не услышать, как предательски скрипнула дверь шифоньера и кто-то тихо прошел в коридор. А еще в театре можно увидеть людей, которые бегают по сцене на носочках, подпрыгивают, бьют пяткой о пятку и стремительно крутятся вокруг своей оси. А еще в театре можно увидеть уникальное зрелище: взрослые и серьезные люди в присутствии других взрослых и серьезных играют на сцене в куклы.

В общем, театр — действительно странное явление. Но я люблю театр. В последнее время поняла, что особенно люблю кукольный. Почему? Потому что современный кукольный театр — это зачастую симбиоз всех форм, которые может предложить искусство.

В этом я убедилась на недавно прошедшем III региональном фестивале театров кукол Сибири, который состоялся с 22 по 30 сентября на базе Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин».

Впервые фестиваль предложил омичам программу, ориентированную не только на детскую, но и на взрослую аудиторию. В фестивале было 11 спектаклей для детей и восемь спектаклей для взрослых. И если для детей театры предлагали достаточно классический репертуар: «Царевна-лягушка», «Золушка», «Конек-Горбунок», то взрослые смогли увидеть репертуарные спектакли, которые обычно идут в драматических театрах. Это и «Евгений Онегин», и «Маленькие трагедии» по Александру Пушкину, и «Стрелец» по Леониду Филатову, и «Сон в летнюю ночь» «Вильяма нашего Шекспира».

Конечно, мне, как взрослому человеку, были гораздо интереснее спектакли вечернего репертуара, и я с ними ознакомилась. Сказать, что каждая работа кукольников уникальна, — это значит почти ничего не сказать. Такого разнообразия форм подачи классического материала я не видела ни в одном современном и авангардном театре.

Разные по размеру куклы: от самых маленьких пальчиковых человечков до великанов. Соответственно, самые разные способы передвижения кукол по сцене. А еще самые разные материалы, из которых сделаны актеры-куклы: от бумаги и пластика до кукол из папье-маше.

Удивительный симбиоз куклы и актера наблюдаешь на сцене, когда стираются границы между ними. Они — единое целое, и один не может жить без другого. Когда, например, Дона Жуана играет человек, а Донну Анну — кукла. Момент — и они поменялись местами: теперь Дон Жуан — кукла, а Донна Анна — человек. И все это происходит настолько гармонично и естественно, что зритель даже не замечает этой «подмены».

А еще удивительно подобранная музыка, невообразимые костюмы и грим делают кукольный театр невероятно притягательным зрелищем для зрителя.

14 работ участвовало в конкурсе. По итогам конкурса жюри, членами которого стали ведущие специалисты по театру кукол из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Томска, определило лауреатов фестиваля.

Я думаю, что на самом деле нечестно давать одной актрисе или одному актеру премию «За лучшую роль» или одному человеку диплом «За служение театру». Каждая актриса и каждый актер — лучшие, каждый из них служит театру. Ведь в театре невозможно быть актером и работать «для галочки». Невозможно халтурить, играть в «Тетрис» на сцене или переписываться с друзьями по ICQ, если это не часть сценария. Театр требует полной отдачи, а значит, такой же оценки твоего старания.

Я с нетерпением буду ждать следующего года, а значит, и IV фестиваля в кукольном театре. Фестиваля, который наверняка снова меня удивит и заинтригует.