УПАКОВКА И ЭТИКЕТКА

Омск имеет все шансы стать настоящей "столицей флексографии"

По оценке Сергея ЩЕГЛОВА, доцента кафедры дизайна, рекламы и технологии полиграфического производства ОмГТУ, упаковка и этикетка составляют 60-70% стоимости всей производимой в Омске полиграфической продукции. Большинство экспертов сходятся во мнении, что предложение на омском рынке упаковки и этикетки так же, как и в сегментах рекламной и журнальной продукции, существенно опережает спрос. Александр БЕЛАН, директор ЗАО «Полиграф», отмечает, что в Омске, как и в Новосибирске, Екатеринбурге, Москве, наблюдаются предельно низкие цены на полиграфические услуги при высокой стоимости оборудования и расходных материалов. «Это в скором времени приведет к критическому состоянию, и укрупнение различных сегментов полиграфического рынка города станет неизбежным. Только после этого можно будет ожидать стабильности ценовой политики», — считает Александр Владимирович. Каким образом будет происходить укрупнение (в результате слияния, поглощения или ухода кого-то с рынка), не решился предположить никто из опрошенных специалистов. Сейчас на рынке упаковки и этикетки активно работают компании «СОТ Граф», «Полиграф», «Ютон», «Омскбланкиздат».

Упаковочно-этикеточный бизнес считается узкоспециализированной нишей в полиграфической деятельности. Упаковка делится на два сегмента — картонная (печатается на листовом офсете) и пленочная (на флексографском оборудовании). Этикетка также может быть бумажной и полимерной (пленочной), а еще самоклеящейся и сухой. Масса тонкостей в производстве упаковки и этикетки (контроль качества материала, что особенно важно для пищевой промышленности, индивидуальность каждого заказа, совмещение различных полиграфических технологий — ламинирования, тиснения, вырубки, высечки и прочих) требует наличия разнообразного оборудования. Омские специалисты по печати упаковки и этикетки в борьбе за рынок стремятся предоставить клиенту полный комплекс услуг. «Только в Омске, насколько мне известно, полиграфисты имеют, так сказать, «натуральное хозяйство». К примеру, в типографиях оказывается такая услуга в допечатной подготовке, как изготовление фотополимерных форм для флексографской печати, а во всей России этим занимаются специальные репро-центры», — рассказал управляющий компании «СОТ Граф» Александр МЕЛЬНИКОВ.

Бумажную и картонную этикетку и упаковку печатают многие типографии, при небольшом тираже заказ можно изготовить в условиях полиграфического салона. Существует мнение, что этот рынок развит в городе недостаточно, поэтому нет крупных игроков, выстраивающих линейку оборудования именно под данный сегмент. Мелкие тиражи не оправдают затрат на дорогостоящее офсетное оборудование.

Компания «СОТ Граф» специализируется на массовом производстве гибкой полимерной упаковки (из пленки и фольги) и гибкой этикетки. Отрасль считается развитой, основной заказчик — пищевая промышленность (производители мелочных продуктов, полуфабрикатов, алкогольных напитков, минеральной воды и прочего). Тем не менее в регионе, по оценкам полиграфистов, не так много потребителей полимерной упаковки и этикетки (нет, например, кондитерских фабрик), а типографий, занимающих эту нишу, достаточно. Конкурируют с «СОТ Графом» компании «Полиграф» и «Ютон», оборудованные высокопроизводительными флексографскими машинами. Директор по маркетингу компании «Ютон» Людмила ШЕЛКОВНИКОВА рассказала о том, что лет десять назад омские полиграфисты приложили массу усилий для того, чтобы вернуть заказчика в Омск и «Ютон» тогда пошел по верному пути, установив оборудование для печати упаковки и этикетки. «При приобретении флексографской печатной машины Saba 6 SLV руководство предусматривало, что этот сегмент полиграфической продукции (упаковка из пленки и фольги для пищевых предприятий Омска) в ближайшее время будет востребован», — говорит Геннадий ГОРБАЧЕВ, начальник производства компании. Но ориентация на клиента, как показывает опыт других типографий, не всегда приносит стабильный доход. В недавнем прошлом, например, ЗАО «Полиграф» потеряло крупного заказчика упаковки и этикетки — «Росар», а вместе с ним, по словам Юрия НЕМИЛОСТИВОГО, 60% прибыли в этом сегменте. Юрий Михайлович утверждает, что объемы производства удалось нагнать, но, как предполагают в «СОТ Графе», за счет рекламной продукции.

Сегодня упаковку и этикетку заказывают в Омске и новосибирские, и казахстанские, и тюменские производители. Дорогостоящей упаковочно-этикеточная продукция, по словам Александра МЕЛЬНИКОВА, является потому, что много средств уходит на закупку расходных материалов, в частности пленки. «Если бы в Омске был производитель полимерных материалов, печатать упаковку и этикетку было бы го-раздо дешевле», — объяснил МЕЛЬНИКОВ. С этим согласен Сергей ЩЕГЛОВ, который считает, что в Омск можно привлечь потребителей гибкой упаковки по всей Сибири. «Нужно только задействовать те ресурсы, которые находятся у нас перед носом — отходы нефтехимической промышленности. По всей Сибири и Дальнему Востоку такого шанса больше нет ни у кого. Если нефтепереработчики и полиграфисты объединят свои усилия и можно будет печатать на своих расходных материалах, себестоимость производства упаковки и этикетки будет в разы меньше. И тогда Омск снова, как и лет пять назад, будут называть «столицей флексографии», сказал Сергей ЩЕГЛОВ.