БЕЗОПАСНОСТЬ ПО РЫНОЧНОЙ ЦЕНЕ

Тема состояния гражданской авиации в последнее время стала постоянной в повестке дня федерального правительства и регулярной для центральной прессы

Собственно, задуматься об этом заставили падающие один за другим самолеты. Пока правительство РФ ищет причины катастроф, устраивая тоталитарные проверки аэрофлота, в Омской области свой прецедент. На прошедшей пятого октября пресс-конференции губернатор рассказал о ситуации вокруг строительства аэропорта международного значения Омск-Федоровка. Комментарий Леонида Полежаева вызвал неожиданный резонанс в СМИ.

Строительство нового аэропорта началось в 1982 году. В середине 90-х финансирование объекта федеральным бюджетом прекратилось. Долгострой был заморожен на десять лет. В конце минувшего года областная власть принимает решение завершить начатое федеральным центром и в 2008 году ввести в эксплуатацию аэропорт международного назначения Омск-Федоровка. Однако оказалось, что есть активные противники этого проекта. В числе оппонентов, например, генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» Сергей Круглов. В опубликованном на страницах одного из омских изданий комментарии г-н Круглов заявил: «Перспектив у нового аэропорта не будет ни сейчас, ни через пять или даже через двадцать лет. Омск-Федоровка — аэропорт спроектирован под отправку ежегодно 4,6 миллиона пассажиров. Сейчас действующий аэропорт загружен только на 20-25 процентов и отправляет 240 тысяч пассажиров. Тенденция к падению пассажиропотока — 5-7 процентов в год». Нельзя не отдать должное, г-н Круглов умеет считать. Вот только арифметика несколько однобокая. Нынешний аэропорт не отвечает современным требованиям. Протяженность взлетно-посадочной полосы — 2,5 километра. Этого недостаточно для таких большегрузных лайнеров, как А-310 и Ил-62. Очевидно, что порт абсолютно иного уровня позволит привлечь международные авиакомпании, организовать новые транзитные рейсы, увеличить объемы транспортных перевозок, а значит, в конечном счете, и прибыль, и доходы в бюджеты всех уровней будут выше. За год ОАО «Омский аэропорт», по сведениям независимой ИК «Финам», зарабатывает свыше 800 миллионов рублей. При этом треть доходов — это прибыль, полученная непосредственно от обслуживания международных рейсов.

Экономическая составляющая — стержень коммерческой деятельности любого предприятия. Однако в правительстве Омской области считают, что думать нужно не только о рентабельности и пассажиропотоках, но и о жизни этих самых пассажиров, то есть, по сути, нашей с вами жизни.

— Речь идет, прежде всего, о вопросах безопасности, экологической нагрузки на центральную часть города и перспективах развития мегаполиса с миллионным населением, — поясняет Александр Луппов, министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области. — Позиция правительства остается принципиальной: аэропорт должен быть вынесен за пределы города Омска. Чем объяснишь, если погибнет хотя бы один человек? Пассажиропотоками?

В истории омской авиации две катастрофы. В 1984 году при посадке Ту-154 погибли все пассажиры. В 2001 году при неудачном взлете упал транспортный самолет Ан-70. По стечению обстоятельств лайнер взлетал не в сторону центра города, как обычно, а в направлении Чукреевки. Сегодня в России 183 авиакомпании. Большая часть — карликовые с низкими оборотами. Для таких самолет выгоднее разбить (страховка каждой единицы стоит примерно два миллиона долларов), чем купить новый. Понятно, что лишних средств на безопасность нет.

— Но ведь мы и не просим у федерального правительства денег, — поясняет Александр Луппов. — Передайте в собственность Омского региона 85 процентов акций. После того, как область станет собственником, в совет директоров войдут представители от нас, мы сможем принимать решения и о завершении строительства, и о развитии компании, и о привлечении инвестора.

По мнению областного министра, на строительной площадке пересеклись куда более серьезные интересы. Сегодня 46,3 процента акций ОАО «Омский аэропорт» принадлежит министерству имущественных отношений РФ, еще 39 процентов — российскому фонду федерального имущества. ОАО «Аэропорт Омск-Федоровка» является дочерней структурой «Омского аэропорта», имеющей 94,3 процента общего пакета акций. И, надо заметить, все прежние попытки найти понимание в Минимущества РФ оказались безрезультатны. Однако существенную поддержку в разрешении ситуации готов оказать министр транспорта России Игорь Левитин. После визита федерального министра в Омскую область в апреле нынешнего года региональное правительство и Минтранс РФ выступают единым фронтом. В настоящее время соответствующее обращение губернатора Леонида Полежаева проходит необходимые согласования во всех федеральных ведомствах.

Тем временем Минимущества РФ сообщило о намерении выставить омский аэропорт на торги и продать объект по рыночным расценкам.

— По крайней мере, позиция ясна, — подытожил губернатор и не без иронии заметил:

— Что ж, видимо, так, в интересах населения, по-государственному решаются задачи развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций страны.

Неужели для того, чтобы в России вывести ситуацию из штопора, непременно нужны крайности, катастрофы, гибель людей, а жизнь и безопасность продается теперь по рыночной цене…