В самом деле, ощущение такое, что на одного жителя в нашем городе уже как минимум два магазина. Омичи недоумевают: зачем их столько, если денег на покупки у большинства людей всё равно нет? А супермаркеты, бутики и просто «стекляшки» то и дело стихийно открываются, быстро прогорают и исчезают или меняют свой формат.
— Мэрия не должна уходить от этой проблемы, — убеждена замдиректора АО «Торговый центр» Ирина Ломакина. — С учётом особенностей города она должна определять, какого формата магазины нужны омичам. В Москве, как практически и во всём мире, все супермаркеты находятся за кольцевой дорогой, а у нас центр города перенасыщен торговыми точками. Для того чтобы эффективно управлять торговой сетью, нужны опытные специалисты — скорее всего, даже не местные. Изучив особенности нашего потребительского рынка, они могут разработать какую-то схему, чтобы мэрия взяла её за основу. И тогда не будет возникать проблем, когда вывески меняются каждый месяц.
В мэрии соглашаются с тем, что возникающие повсюду супермаркеты уже изживают себя.
— Далеко не все покупатели готовы делать запасы на неделю в крупных супермаркетах. Гораздо больше омичей предпочитают ежедневно покупать продукты первой необходимости, и потому нужны небольшие, удобно расположенные магазины, — говорит начальник управления развития потребительского рынка мэрии Сергей Финашин. — Мы с удовольствием идём навстречу тем предпринимателям, которые готовы такие торговые точки открывать. С другой стороны, мы не можем диктовать условия тому, кто выкупил участок земли и построил на нём торговый комплекс. У предпринимателя есть право самому выбирать формат, а насколько он ошибся — показывает время. Мы готовы перенимать опыт у таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, имеющих специалистов по технологии консалтинга, но пока трудно найти золотую середину, когда совпадают интересы мэтров торговли и самих горожан.
Так что, похоже, в ближайшее время особых изменений в торговой сети города не ожидается.