Трое суток в Омске шел снег. Небесная канцелярия не рассчитала, и зима началась в выходные дни. Чиновники отдыхали. А снег валил и валил. Утром, в воскресенье, люди уже ходили по колено в снегу. Транспорт встал. А чиновники спали. Утром в понедельник, когда и они не смогли добраться с загородных дач на работу, мэр объявил ситуацию чрезвычайной.
На аппаратном совещании у мэра начальник городского хозяйства Владимир Потапов выступил с предложением объявить природный форсмажор глобальным ЧП.
Подтверждением серьезности ситуации стало выступление директора Департамента транспорта Владимира Губера.
— Разворотные площадки расчищены не были, поэтому отставание общественного транспорта составило в среднем 10 часов, — отчитался Владимир Николаевич. И это действительно шокировало. На момент его доклада несколько рейсовых автобусов, уехавших рано утром по пригородным маршрутам Омска — село Пушкинское и поселок Крутая горка, не вернулись.
— Город не мог не знать о том, что выпадет такое количество осадков, — сказала нам Ирина Ульянова, начальник отдела метеопрогнозов Омского гидрометеоцентра. — Штормовое предупреждение было направлено в Единую диспетчерскую службу МЧС за три дня. Мы прогнозировали обильные снегопады. Раз в пять-шесть лет у нас такие явления случаются. За три дня выпала полуторамесячная норма осадков. Обычно мы и сами отслеживаем ситуацию после предупреждения об аномальных явлениях природы: на улицы города выходит большое количество снегоуборочной техники. В эти выходные, когда снег шел не переставая уже двое суток, город не чистили. Это видели и все омичи. Мы здесь живем. Скорее всего, снегопады выпали на выходные дни, и городские службы не были к этому готовы.
Главное управление МЧС по Омской области комментировать ситуацию со снежными завалами в городе отказалось, ссылаясь на абсурдность формулировки.
— Ну, какая чрезвычайная ситуация? Снег для Сибири — явление вроде бы обычное, — ответили нам в пресс-центре областного МЧС. В городе в этот день не было ни одного человека, который бы не ругал власть почем зря, часами простаивая в пробках, перелезая через завалы снега, чтобы попасть в долгожданный автобус. С утра 20-го в городе была заметна лишь одна точка, где работала снегоуборочная техника: на площади у Законодательного собрания. Причем работала Она целый день. В редакцию позвонили жители Левого берега: они не могли выехать в центр, транспорт стоял, люди шли по магистралям, потому что тротуары даже не проглядывались под снегом. Дворники ни в выходные, ни в понедельник с утра дорожки не расчистили.
— Чтобы пустить утром городской транспорт, в ночь с воскресенья на понедельник в городе работали 198 снегоуборочных машин, — рассказала нам Ирина Серебренникова, специалист Департамента городского хозяйства. — Чистили, в основном, центральные магистрали. Затем межквартальные, постепенно уходя вглубь. За один день городу не справиться с таким обилием снега. Мы сегодня не вывозили снег, а лишь расчищали магистрали, чтобы вообще не перекрыть движение транспорта крупногабаритными самосвалами. В ночь выйдет работать вся снегоуборочная техника.
К обеду погода дала коммунальщикам небольшую передышку: снег прекратился, резко похолодало. Только за последние сутки в Омске выпало до 55 см осадков.
79 автобусов в понедельник сбились с графика движения. Каждый 10-й автобус опаздывал. «Скорая» в понедельник работала в напряженном графике.
— Мы вынуждены были сортировать вызовы по сложности: куда должны выехать немедленно, а кто может подождать, — рассказывает главный врач муниципального учреждения «Станция скорой медицинской помощи» Сергей Трифонов. — Можно сказать, что «скорая» в понедельник работала больше пешком. Потому что дойти до частного дома было просто нельзя, все межквартальные проезды были непроезжими. Вместо 21 минуты мы добирались по вызову в среднем 45 минут.
К обеду понедельника на улицах стали видны грейдеры и трактора. Но самым живописным атрибутом «черного» понедельника стали люди с лопатами. Они старательно расчищали заснеженный центр Омска буквально по сантиметрам.
— С семи утра работаем, — дружно отвечали краснощекие работники отдела благоустройства Центрального округа. — Все выходные люди вечеровали. В основном чистили ступеньки в парках и подземках.
Утром во вторник город по-прежнему стоял в одной большой пробке. Следов ночной работы заметно не было, разве только вновь прошлись по самому центру. Снег лежал вдоль всех магистралей. И без того узкие дороги стали уже как минимум на метр-полтора. Чрезвычайка продолжалась.