Научный термин «дератизация» означает «уничтожение грызунов». Специалисты утверждают: Омск нуждается в сплошной дератизации. И не на один раз.
НА СЦЕНЕ И ЗА СЦЕНОЙ
Театральная столица Сибири в скором будущем рискует распрощаться со своим громким статусом навсегда. И не потому, что служители омской Мельпомены стали хуже играть на сцене, просто не каждому театралу по душе, когда на выходе из театра его встречает крысиное полчище.
Вечерние спектакли заканчиваются затемно. А это то время, когда «хвостатые» уже вовсю снуют по Театральной площади рядом с Музыкальным театром.
— Мы больше в ваш театр не ходоки. Прямо по крыльцу бегают крысы. В сантиметре от моей ноги. Одна пробежала, за ней другая, а я так и стояла, держась за мужа, визжала, — такими впечатлениями от недавнего похода в Музыкальный театр поделились со мной Ольга и Андрей Чернявские. — Думала, ноги объедят.
Кстати, семья Чернявских приехала в Омск из Барнаула. Гости города решили увидеть прославленного театрального соседа воочию. И как теперь объяснить барнаульцам, что театр тут совсем не при чем?
ХОЗЯЕВА НОЧИ
— Улицы Ленина, Маркса, Лермонтова, Декабристов — все это самый центр «третьей столицы». Крысы здесь просто кишат. На улицах резко похолодало, и теперь все они здесь, в городских подземках.
Грохот и душераздирающий писк раздается по утрам на весь подземный переход на улице Ленина.
— Шесть, половина седьмого утра. На работу заступают продавцы местных киосков. Из-под ног девчонок с еще большим визгом, чем издают они сами, выскакивают тридцатисантиметровые хвостатые мерзости. Тут же ныряют в «ливневки» и прячутся там на день. Дневной шум и суета не по ним. Они — хозяева ночью. Год назад владелец одного из цветочных киосков в этом переходе раскошелился: поменял обычные рамы на пластик. Наутро следующего дня его продавца Светлану ждал сюрприз.
— Все в магазинчике было вверх дном. Бумага переворошена, обгажена. И хризантемы все, как одна, объедены. Эти твари прогрызли монтажную пену и веселились тут всю ночь!
С КЕМ БОРЮТСЯ?
Центр Омска, пусть и исхоженный крысами, все еще на особом счету у мелких предпринимателей: число торговых павильонов под землей множится в геометрической прогрессии. Ларьки с продуктами, парфюмерией, цветами, газетами… В одной только подземке рядом с Торговым центром их больше двадцати пяти.
Площадь примерно в 14 квадратных метров обходится арендатору в среднем в 10 тысяч рублей за месяц. Плюс коммуналка — свет и вывоз мусора. Кроме того, такую роскошь, как ремонт самой подземки, предприниматель оплачивает из своего кармана. Так, например, перед славным праздником День города с центровых «подземщиков» сдернули по 18-30 тысяч рублей. На собранные средства произвели отделку руками студентов-волонтеров в виде легкой побелки. Частники ждали как минимум замены прогнивших перил и ливневых решеток, в которых уже не один омич оставил свои каблуки и здоровье. Накануне юбилейных празднований как-то отдаленно заходила речь даже о грызунах, чистке щитовых и накопителей – главных крысиных “рассадников”. Мол, будем что-то делать. Но… Эти разговоры ведутся последние десять лет. Об этом знает любой работник “подземки”. Правда, ни разу эти обещания не материализовались. Анна Коган проработала в омских подземках как раз лет десять. Торговала снедью и газетами и у Торгового центра, и на площади Ленина- все одно. Дай бог, пережила трех мэров.
— Дань собирать, так это они первые. Надзоры, инспекции — в общем, все кому не лень. Особенно празднества масштабные. Это увезите, то привезите, мусор за миллионной толпой за свой счет уберите. Одним словом, создают «щадящие» условия для малого бизнеса. Крысы пешком ходят! Сколько раз в ларьки пробирались стаями, выпечку у нас таскали, некоторую подгрызали…
ЧЬЯ ХАТА С КРАЮ?
С 1 июля 2006 года все полномочия по эксплуатации и обслуживанию муниципальных подземных объектов переданы муниципальному предприятию «Гортехэксплуатация». С него теперь и спрос.
— В случае обращения арендаторов наша организация заключает разовый договор на оказание услуг с ГУП «Профилактика». Оплачивает услуги его специалистов. В этом месяце грызунов травили в переходе на ул. Химиков, — отвечает заместитель директора «Гортехэксплуатации» Анатолий Титов.
О плачевной ситуации с центральными «подземками» на предприятии знают. Более того, сами от крыс страдают не меньше. Грызуны метрами пожирают муниципальные кабели, не гнушаются метлами и другим инвентарем, недавно погрызли одежду одного из дворников.
«В июне, со слов директора «Гортехэксплуатации» Валерия Иванова, санировали подземные переходы на площади Ленина и у магазина «Яблонька». На этом все. На большее у организации, по словам руководства, нет средств. Кроме того, нет и большого смысла. Потому как под землей город сообщается единой городской канализацией, а там грызунам не поставишь шлагбаум: сюда не ходи.
Городское хозяйство умывает руки. Денег нет. Бюджет Омска не резиновый. О тотальной городской «зачистке» крыс не может быть и речи.
ДЕНЕГ НА ОТРАВУ!
В советское время крысам противостояли целые службы: грызунов травили, проводили ежемесячные «зачистки» кладбищенских территорий, лесопарковых зон и прочих мест их обитания. Плановой обработке подвергался частный сектор, объекты городского ЖКХ. Вот уже 15 лет, как все изменилось: борьба с грызунами отошла на двадцать пятый план и давно не является для города стратегически важной задачей. Число обрабатываемых площадей сократилось в тысячи раз. Например, цифра по объектам ЖКХ: из ранее обрабатываемых СЭС 19 тысячах домов на сегодня от крыс дезинфицируется всего 120-130 на весь город.
— Крысы живут там, где тепло и уютно. Они годами «насиживали» гнезда в насыпях той же Набережной. С началом ее реконструкции крысиные норы разворошили, и по центру города побежали еще сотни, тысячи грызунов. А куда? В подвалы и подъезды рядом стоящих домов, — поясняет заведующая отделом дератизации и дезинсекции ФГУП «Профилактика» Ольга Круч.
По данным службы Роспотребнадзора, за последние пятнадцать лет в Омске ни разу не проводилась сплошная дератизация города. И что в итоге?
Медики подсчитали: по последним данным, численность крыс в Омске составляет 1,7 особи из расчета на 1 тысячу квадратных метров. Принятая норма — 0,5 особи. То есть омский показатель превышает эпидемиологически допустимый порог более чем в три раза.
Уже в три. Дальше — больше. Кто поручится, что итогом такой политики невмешательства мэрии в «крысиный» вопрос не станет массовое распространение инфекций в городе? Как то: крысиный тиф, псевдотуберкулез, инфекционная желтуха, сальмонеллез, чума и еще три десятков заболеваний. Именно крысы — хранители и распространители этих тяжелейших инфекционных и паразитарных заболеваний. Но существует и другая опасность: крысы могут начать нападать на людей. Такие случаи известны.
— Бороться с крысами нужно регулярно и массово. Только так. Спасти ситуацию может только сплошная дератизация. Иначе все насмарку, — настаивает Ольга Николаевна.
Осенью этого года санитарно-эпидемиологическим состоянием городов озадачился главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Согласно его постановлению, на местах, то есть во всех федеративных субъектах, должны в обязательном порядке быть приняты меры по борьбе с грызунами. Служба Роспотребнадзора по Омской области направила соответствующее письмо от 26.09.2006 года мэру Виктору Шрейдеру. ФГУП «Профилактика» приложила смету необходимых для города дератизационных программ.
Ответом из мэрии послужила резолюция: «Принято к сведению».