РЕМЕНЬ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ

РЕМЕНЬ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ

В отношении многих омских водителей его не помешало бы применить и по другому назначению

На днях на трассе Омск-Тара опрокинулись «Жигули». На опасном повороте водитель не справился с управлением, машина съехала в кювет и перевернулась. Сидящая впереди девушка скончалась по дороге в больницу. Водитель и еще один пассажир получили множественные ушибы и переломы. «Если бы пострадавшие пристегнулись ремнями безопасности, последствия были бы менее тяжкими», — считают сотрудники ГИБДД.

— Ремни безопасности удерживают водителя и пассажиров на сиденье. Без них, при аварии «катапультировавшись» из автомобиля, в десять раз больше шансов погибнуть под колесами своей же машины или от удара о бордюр, столб, дерево, — говорит заместитель начальника УГИБДД Омской области Юрий Шевченко. — Ремни безопасности спасают жизни людей в трех случаях из четырех.

Впрочем, у самих водителей, похоже, совершенно другой взгляд на дорожную безопасность. Согласно статистике, всего лишь 3 процента россиян пристегиваются, садясь в автомобиль. Почему мы игнорируем закон и рискуем собственной жизнью? Вместе с экипажем ОГИБДД УВД № 2 Центрального округа корреспонденты «Вечернего Омска» отправились в рейд…

Государственный инспектор Валерий Шестаков настроен скептически: «Останови любого — обнаружишь нарушение». В потоке автомобилей «тормозим» наугад новенькую «Тойоту».

— Забыл пристегнуться, очень торопился, деньги вам вез, — отшучивается «рулевой» Андрей Лосев. — А если честно, я всегда пристегиваюсь только на трассе. Долгое время гонял машины из Владивостока — на дороге всякого насмотрелся. А в городе какой смысл? Едешь как черепаха, сплошные пробки… Юристы советуют ни в коем случае не признавать свою вину. Вышел из машины — и никто уже не докажет, что ты не был пристегнут: вы ведь, «гаишники», обычно поодиночке стоите.

Однако в Японии, откуда Лосев недавно вернулся, российские водители «права не качают». Как и в законопослушной Европе. Потому что все, что происходит на дороге, там фиксируют специальные видеокамеры. Приезжаешь домой, а в почтовом ящике уже лежит солидный штраф: развернулся неправильно — плати четыре тысячи долларов.

У нас же за «непристегнутость» — смешная ответственность: предупреждение либо штраф в пятьдесят рублей. «Когда была балльная система штрафов, омичи даже в пробках не освобождались от ремней безопасности, — вспоминает инспектор по пропаганде ОГИБДЦ УВД № 2 ЦАО Владимир Марков. — Иначе получали два «черных» балла. Набрал пятнадцать — на три месяца лишился водительских прав».

Водителя «Мазды» Вадима Сайганова вопрос о ремне безопасности вообще искренне удивил. «А что, разве это правило еще не отменили? Я пять лет непристегнутым езжу — и ничего. Каждый сам несет ответственность за свою жизнь. Мне, например, с ремнем неудобно».

Огорошили мы и водителя «девятки» Александра Екимова. Он тоже был уверен в том, что ремень безопасности пристегивается по желанию.

— А как же вы экзамены на права сдавали? — в свою очередь удивился инспектор.

— Просто где-то слышал о том, что пристегиваться теперь не обязательно.

— «Утку» о том, что ремень безопасности отменен, запустили в народ в прошлом году, — говорит Юрий Шевченко. — Кто и с какой целью это сделал, неизвестно. Но слухи о «нововведениях» по городу ходят до сих пор. Между тем в Госдуме уже второй год лежит пакет документов об ужесточении наказания за нарушение этого правила. Только серьезная материальная ответственность способна повлиять на сознательность наших водителей.

«Если бы штраф был пятьсот, а не пятьдесят рублей, я бы пристегивался, — признается владелец внедорожника «Корандо» бизнесмен Сергей Кодырев. – Но современные машины заботятся о своих пассажирах и без ремня — в крайнем случае, сработают подушки безопасности».

Поражает беспечность взрослых мужчин, возмущаются сотрудники ГИБДД. Можно влететь в открытый люк на дороге, или в тебя въедет пьяный лихач, но многие омичи по-прежнему надеются на авось. Сетуют на неудобства, стеснение движений… Как будто, находясь непристегнутыми, они бегают по салону…

Думают, что без ремня смогут удержаться в автомобиле? Но сила удара при том же лобовом столкновении соответствует падению с высоты десять метров на бетонное покрытие! Без ремней безопасности люди гибнут и при слабых столкновениях, когда скорость автомобиля не превышает двадцать километров в час.

Впрочем, одного сознательного омича в этот день мы все-таки встретили. Водитель «шестерки» Владимир Подворный водит машину уже более двадцати лет. И ни разу не садился за руль непристегнутым. «Штрафы и страх перед инспектором здесь ни при чем, — объяснил свою законопослушность Владимир Николаевич. — Я это делаю прежде всего для себя. Ведь жизнь стоит дороже, чем пятьдесят или пятьсот рублей. А застегнуть ремень — дело двух секунд».