МАГИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО ПО ГОЛОВНЕВУ

МАГИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО ПО ГОЛОВНЕВУ

В Омске готовится к открытию крупный международный фестиваль игрового и документального кино

Картины, представленные на нем, будут рассказывать о различных мировых религиях, о духовном мире человека. Об уникальном проекте, а также о современном документальном кино рассказывает омский режиссер Владимир ГОЛОВНЕВ.

— Главный недостаток современного игрового кино, на мой субъективный взгляд, — отсутствие правды, — утверждает Владимир. — Режиссеры, которые пришли в игровое кино из документального, заметно выделяются тем, что они умеют работать с живым материалом: чувствуют живую интонацию голоса, взгляд. А у автора, который учился на рекламе и прочих коммерческих проектах, нет чувства живого фильма.

— Вы учились у знаменитых мастеров: Владимира Хотиненко, Марины Разбежкиной. Они были строги к автору из провинции?

— Я всегда думал, что поступить в мастерскую знаменитого режиссера возможно только по большому блату и то весьма сомнительно. Но это не так. Впрочем, со мной учились ребята, которые поступили с легкой руки нужных родственников и знакомых. Однако таких целевиков было немного. Случайные люди киностудии не нужны, ведь мастерская — это лицо мастера. Вообще, кино — это такая отрасль, где блат работает только в период студенчества. А когда молодой
режиссер выходит в большую жизнь, начинает работать, снимать кино, сразу становится ясно, чего он стоит.

— Владимир Головнев известен как страстный поклонник Севера. Расскажите о своей работе в Ханты-Мансийске.

— В этом городе открылся уникальный музей. Таких в стране больше нет. В каждом выставочном зале этого музея, кроме собственно экспонатов, висит видеоэкран. К примеру, если зайти в зал, где представлена культура шаманов, то в нем можно найти не только бубны, сабли и прочие магические предметы, но еще и увидеть на экране, как колдует настоящий шаман. В залах, где представлены археологические находки, можно увидеть видеокадры тех мест, где было совершено открытие. Подобным образом оборудованы все залы нового музея. Весь видеоматериал собирал и продолжаю собирать я и мой брат. Впрочем, я занимаюсь не только съемками для музея. Одна из последних моих документальных работ посвящена еще одному необычному проекту. Представьте себе: огромный теплоход с творческой, православной и интеллектуальной элитой на борту отправляется в плавание через всю Сибирь. Он останавливается не в крупных промышленных городах, а близ деревень коренных жителей Севера. Мы выходим на берег, знакомимся с местным населением, рассказываем им о новых достижениях науки, о последних изобретениях… Но, пожалуй, самым любопытным действом, которое можно было наблюдать в ходе путешествия, — это обряд крещения. Многие жители Севера крестились. По традиции таинство совершалось в реке. Об этом снят фильм «Корабль уходит, а берег остается».

— Что скажете о современном документальном кино в России?

— Оно приобретает тенденции, которые лично мне не очень близки. Неигровое кино стало отождествлять откровенную чернуху и правдивость. Стало очень модно показывать наркоманов, пьяниц, бомжей, насильственные сцены. И чем ужаснее картинка, тем это якобы правдивее. Как только не изгаляются современные документалисты! Доходит до того, что они снимают смерть, а потом показывают ее на кинофестивалях на большом экране. Но мне кажется, что это уже не документальный фильм, это не искусство. Документальное кино — это кино о человеке. Мне ближе более оптимистические фильмы. Я люблю фильмы, после просмотра которых хочется не покончить жизнь самоубийством, а жить. Такие темы есть: культура, религия, патриотизм.

— Ну, допустим, какой фильм вы бы сняли о патриотизме?

— Давно зреет идея снять картину о воспитанниках Омского кадетского корпуса. Например, проследить путь взросления одного из них. Вот он приходит в корпус в первый раз. Вот он уже стоит в строю, вот его первые занятия, знакомство с «однополчанами» … А через год-два наш герой уже взрослый парень, сильный, мужественный, отважный…

А что касается религии, то именно ей будет посвящен международный кинофестиваль, который мы планируем провести летом следующего года. Мы не будет преследовать какие-то миссионерские цели. Мы будем показывать игровое и документальное кино о различных религиях: православии, мусульманстве, буддизме и других. Фильмов на эту тему производится очень много. Тема стала актуальной. Во ВГИКе, например, есть мастерские, в которых режиссеры считают своим долгом снять в главной роли священника. А это уже тенденция. Однако в России еще не было ни одного фестиваля духовного кино. Так что мы будем первыми.

— Владимир, вы пробовали силы в игровом кино?

— Год назад я снимал в Омске игровую короткометражную картину «4 с плюсом». Главные роли исполняли омские актеры. Фильм об отношениях мальчика и его мамы. Психологическое кино. Это была моя дипломная работа. Хочу признаться, в мастерской работа вызвала споры. Марина Разбежкина критиковала мой фильм. Но надо учитывать, что этот режиссер принадлежит к той плеяде документалистов, которые путают реализм с чернухой. А вот Хотиненко высоко оценил мою работу. «Четыре с плюсом» показывали на Постдамском кинофестивале в Германии, несколько дней он шел в берлинских кинотеатрах.

— Вас хороший документальный фильм трогает сильнее, чем игровой?
— В конечном счете я хочу снимать игровое кино. Но очень часто герой документального кино может «сыграть» так выразительно, как никогда не сможет актер игрового кино. Средства выражения в документальном фильме, прошу прощения за тавтологию, гораздо выразительнее, — и в этом особенность неигрового кино. Поэтому оно имеет особую магию воздействия.