ОН ЧУВСТВОВАЛ ДЫХАНИЕ ВРЕМЕНИ

ОН ЧУВСТВОВАЛ ДЫХАНИЕ ВРЕМЕНИ

Исполнилось 120 лет со дня рождения известного ученого-краеведа Андрея Федоровича Палашенкова, внесшего бесценный вклад в изучение Омского Прииртышья.

Дата эта не прошла незамеченной. Сотрудники Госархива, где хранятся личные документы Палашенкова, организовали их выставку. Работники Омского историко-краеведческого музея, где он директорствовал с 1943 по 1957 год, возложили цветы на могилу и провели региональную научную конференцию, посвященную знаменательной дате. Участники конференции познакомились с уникальными документами и фотографиями из его собрания, хранящегося в запасниках музея, а также реликвиями, которые благодаря его стараниям были сохранены для потомков. Среди них немало церковных ценностей, которые он спас, отчего и пострадал от безбожной власти. Не остался в стороне и Омский отдел Русского географического общества. Это по его инициативе в 1947 году оно вновь возродилось из небытия. На протяжении 20 лет Палашенков являлся бессменным заместителем председателя этого научного общества. Он был первым лауреатом весьма престижной в кругах историков и краеведов премии имени М. В. Певцова.

В то время, когда Андрей Федорович возглавлял краеведческий музей, я был мальчишкой. Уже много позже, повзрослев, очень гордился тем, что я омич в четвертом колене.

Не мог я однажды не прийти в краеведческий музей! А располагался он тогда в бывшем генерал-губернаторском дворце. Парадный вход в него «сторожили» два льва. Львы были для меня, да и, уверен, для многих маленьких омских озорников, катавшихся на них верхом, пока не прогонит сердитый смотритель, яркой, запоминающейся частицей родного города. И только спустя полвека я узнал, что таких львов, как утверждают музейные работники, обыщи все Зауралье до Тихого океана, нигде больше нет. Как попали они в наш город? 110 лет назад в Омский краеведческий музей из Чугучака (Китай) доставили две фигуры львов — дар русского консула музею. Статуи были установлены у входа в музей в 1896 году. Львы и сегодня, отреставрированные, вновь возвращенные к жизни, заняли свое постоянное место в холле музея. И как прежде, по китайскому преданию, охраняют его от злых духов.

Отдел природы, где я бывал не раз, располагался не в самом генерал-губернаторском дворце, а во дворике, в деревянном флигеле. Все мне там было интересно и ново. Но, конечно же, поразил воображение гигантский скелет ископаемого мамонта в натуральную величину.

И вот я вновь через полвека встретился с мамонтом, когда готовил материал для газеты об открытии новой экспозиции отдела природы. Он в целости и сохранности встречает посетителей на втором этаже музея.

В .1966 году широко отмечалось 250-летие со дня основания Омска. Именно тогда и появилась в моей библиотеке тоненькая, на плохонькой бумаге книжечка А. Ф. Палашенкова «Памятники и памятные места Омска и Омской области». С нее и началось знакомство с историческим прошлым того уголка земли, малой родины, где родился и вырос. Откуда есть пошел наш город, кто оставил заметный след в его истории, кем мы по праву можем гордиться. Так росла полка, на которой собирались книги по краеведению и истории Омска и Прииртышья. Та тоненькая книжечка Андрея Федоровича Палашенкова и сегодня стоит в одном ряду с пятитомным академическим изданием «Истории Сибири». Портрет замечательного ученого-краеведа, человека неординарного, талантливого душой, который признавался: «Омск, Прииртышье — вторая моя родина» (сам он родом со Смоленщины), очень зримо, тепло, с любовью выписан известным омским литератором Александром Лейфером в его новой книге «На добрый вспомин…», посвященной А. Ф. Палашенкову. Она увидела свет накануне его 120-летия. Все документы и факты, которые я цитирую и привожу, взяты из этой книги, естественно, с разрешения автора.

Говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».Андрей Федорович Палашенков дружил, переписывался . бывал в экспедициях со многими видными историками и краеведами, писателями и поэтами российскими. Среди них — И. Соколов-Микитов и М. Исаковский, оба были давними друзьями Палашенкова, а также М. Пришвин, К. Федин, Г. Марков, талантливый сибирский садовод Кизюрин, крупнейший сибиревед М. Сергеев, историк архитектуры В. Кочедамов, этнограф М. Погодин, знаменитый реставратор П. Барановский и другие замечательные люди.

Вот что писал о Палашенкове его большой друг и участник экспедиции в Искер — бывшую столицу Сибирского ханства — омский художник Дмитрий Суслов (впоследствии — секретарь правления Союза художников СССР, заслуженный деятель культуры РСФСР): «Андрей Федорович — вечный скиталец и бродяга, обладатель неиссякаемой любви к жизни, людям и природе…»

Из телеграммы И. Соколова-Микитова по случаю 70-летия Палашенкова: «…Дивлюсь вашему подвижничеству, глубокой преданности любимому делу, родной земле, старине».

Товарищ и коллега, ученый, старый музейный работник уже по случаю 80-летия Палашенкова говорит: «Научная честность и требовательность сочетаются в нем с поэтически настроенной душой, лирической, а иногда сентиментальной душой поэта… За первые десять лет жизни на пенсии (Палашенков родился в 1896 году, ушел на пенсию в 1957-м) Андрей Федорович только по территории Омской области проехал свыше 40 тысяч километров. А кроме поездок в Пржевальск и на Алтай, еще и путешествие в Павлодарскую область на место Ямышевского лагеря основателя Омска полковника И. Д. Бухгольца».

Десятки тысяч туристов посещают сегодня архитектурную жемчужину Сибири — древний Тобольск. Его кремль является единственным на всей территории от 1 Урала до Тихого океана. Но мало кто знает, что работа по спасению кремля, по приведению его в порядок была начата именно Палашенковым (до войны границы Омской области простирались от Северного Ледовитого океана до степей Казахстана). Я вспомнил об этом, когда по пути а Сургут любовался с палубы теплохода белоснежным Тобольским кремлем, отреставрированным и нарядным. Родившийся на Смоленщине и приехавший в Омск в 1937 году, А. Ф. Палашенков (умер он в 1971 году и похоронен на Старо-Восточном кладбище), в одном из писем смоленским друзьям пишет: «Привык к Сибири, к ее просторам, многоводным рекам и горячему солнцу…» А когда ему предлагали тихую кабинетную работу, отказывался; «Привык я бродяжничать, жажду больших просторов…»

Ниже мы предлагаем читателям совершить, экскурсию по местам Омска, связанным с именем А. Ф. Палашенкова. А гидом будет молодой, подающий надежды историк-краевед Александр ЛОСУНОВ.