СТЕКЛО ЗА СТЕКЛОМ

СТЕКЛО ЗА СТЕКЛОМ

В Арт-галерее «Квадрат» состоялось открытие персональной выставки Артура Муратова

Недавно в Арт-галерее «Квадрат» состоялось открытие персональной выставки Артура Муратова под названием «Поэт-букет, или Золотые уши Ван Гога».

По свидетельству личных биографов художника, этот таинственный персонаж появился на свет 16 августа 1965 года в Тобольске. Окончил обычную школу с оксфордским уклоном, затем тюменский РАНО ЦПКиО институт Сибирского неба, отделение «Песчаные бури», курс профессора Сулеймана Стальского.

Мятежен. Все еще пребывает в блаженном неведении. Думает о былом. Молчун. Не сомневаюсь, что умеет ходить по потолку, но тщательно это скрывает.

Но если говорить серьезно о творчестве Артура, то стоит отметить, что художник — настоящий Homo ludens, или человек играющий. Артур играет не только с цветом, формой и смыслом, но и с материалами. Не случайно свои картины, нарисованные на обычном гознаковском ватмане, Артур называет «Муратское стекло». Все его вазы, невянущие букеты, ангелы и зеркала действительно напоминают знаменитое муранское стекло. Они воздушные и тонкие, украшены золотой и серебряной отделкой, яркими эмалями. Они прозрачные, и кажется, что если щелкнешь пальцем по вазе, то она немедленно зазвенит. Главное, случайно не задеть ее рукавом, иначе — опрокинется и разобьется, и тогда брызнет во все стороны стекло и вода…

И пусть муратскому стеклу вовсе не семь веков, как знаменитому венецианскому (почти тезке) муранскому, но у Артура, как и у всякого настоящего стеклодува, имеются свои секреты дутья и верчения.

Подобно тому, как в Венеции, где окна мастерских наглухо закрываются ставнями или заколачиваются, чтобы ни один даже самый маленький секрет не просочился наружу, Артур оберегает тайны своего детища. Под его картинами нигде не указывается, чем сделаны его работы. Можно только догадываться и предполагать, что это могут быть витражные краски, лак для ногтей, баллоны, но для того, чтобы точно определить материалы, думаю, есть только один способ. Какой? Оторвать кусочек «холста» и сделать радиоуглеродный анализ. Но, во-первых, жалко портить такую красоту, а во-вторых, наверняка каждая картина снабжена такой системой сигнализации, какая не снилась даже ЦРУ.

И опять же нет никакой гарантии, что если мы даже и добудем секрет муратского стекла и решим заняться собственным промыслом за пределами Омской области, то тайная полиция, наверняка обладающая соответствующими полномочиями, не отрубит нарушителям руки. В общем, остается только смотреть и удивляться.
Обычно легенды о себе создает не сам художник, а его окружение. На выставке я случайно услышала слова двух беседующих, которые скрывали свои лица под масками Арлекинов:

— В семье Муратовых таинства мастерства принято передавать исключительно по наследству, и поступить в обучение к Муратову невозможно. Наследник Муратова должен трудиться у него подмастерьем не меньше 15 лет, прежде чем начнет уважительно именоваться «маэстро»…

Что ж, может быть, все подобные легенды — вымысел и фантазии, но факт остается фактом: муратское стекло давно в моде. О нем говорят, его покупают не только в Омске, но и за пределами. Даже в Холодном музее в Антарктиде есть работы Артура.
Может быть, все вышенаписанное — вымысел, а может — нет. Лучше добавим, перефразировав Петрарку, что Муратов — это другой мир, отраженный в самом правдивом — муратском стекле.