ЖЕЛТАЯ НАПАСТЬ

Никогда еще жители северных районов области не пугались снега. Но когда утром 31 января они увидели за окном разноцветные сугробы, многим стало дурно. Снег был сплошь покрыт цветными пятнами - желтыми, оранжевыми, светло-красными. От земли поднимались зловонные пары, повсюду пахло гнилью.

Многие жители деревень напасть сразу списали на парниковый эффект.

— Снег-то у нас теперь желтый стал, — позвонил нам житель Седельникова Виктор. — Совсем природу отбросами испортили! Скоро и небо цвет изменит, что делать будем?

— На нас испытывают новое химическое оружие! — возмущались другие звонившие, — Это все происки террористов!

1 февраля научные сотрудники уже изучали пробы аномального снега.

— Первую пробу взяли в Колосовском районе, — рассказал заместитель начальника Роспотребнадзора по Омской области Петр Усков. — Наши работники проводили исследование на содержание сульфатов, хлоридов, нитратов и других веществ. По результатам анализа мы выявили превышение содержания железа. Все остальное — в норме. Сделали также анализ на токсичность. Он проводится на живых клетках. То есть если вещество токсично, то при взаимодействии клетки погибают. Исследования показали, что токсичных веществ в снеге не содержится.

Хотя работники, которые брали пробы снега, почувствовали легкое недомогание и першение в горле. Их направили в больницу Тары. Врачи убедились, что состояние здоровья работников удовлетворительное.

— Никто из местного населения в больницу с жалобами не обращался, — уверял директор Центра медицины катастроф Александр Пензев. — Но на всякий случай в районах, где
выпали аномальные осадки, работают бригады токсикологов, которые в любой момент могут оказать помощь.

Исследование аномального снега продолжалось в течение нескольких дней. Пробы отправлялись в лаборатории МЧС в Новосибирск и Москву.

Была выдвинута версия, что причина аномального явления — несанкционированный выброс в атмосферу на промышленных предприятиях.

— Руководители объектов экономики доложили, что с 25 января никаких выбросов в атмосферу на территории Омской области не производилось, — заявил начальник главного управления МЧС по Омской области Владимир Гуржей. -Наше министерство подготовило обращение в Республику Казахстан: были ли какие-либо выбросы на их территории? Такие же запросы были отправлены в Курган, Челябинск, Нижний Тагил — в этих городах работают металлургические предприятия. Вполне возможно, выброс произошел там. А осадки выпали у нас. Различные домыслы о том, что на орбите разлили банку с кислотами, — не более чем утопия.

— Хотя опасности здоровью и жизни нет, мы все же даем рекомендации жителям населенных пунктов зоны аномального явления, -сказал генерал Гуржей. — Исключить потребление талой воды в хозяйственных нуждах, ограничить выгул скота и домашних птиц в местах выпадения снега.

Аналогичные случаи происходили в Алтайском крае в 2000 и 2002 годах. Но там было все понятно: на Усть-Каменогорском металлургическом комбинате произошел выброс в атмосферу продуктов горения. А в Омске-то откуда взялась желтая напасть? Еще одна версия предельно проста; загрязнения являются элементами глиняно-песчаной пыли, поднятой сильными вихрями в районах северного Казахстана. Откуда же у песка взялся затхлый запах? Впрочем, сейчас аромат «казахстанского песка» воздух не портит.

Желтые осадки давно покрылись пушистым белым снегом — настоящим сибирским.