«ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ!»

Если вы знаете свои права, вас не обидят ни в прачечной, ни в химчистке, ни в магазине. Эта заветная тетрадочка усмирит любого «прилавочного» хама. Только вот заполучить книгу жалоб бывает непросто

В ответ на просьбу показать книгу жалоб и предложений продавец кафе в крупном торговом центре г. Омска испуганно округлила глаза и, бросив голодных посетителей, скрылась в подсобке, но скоро вернулась с администраторами. Когда они узнали, что я хочу выразить благодарность за хорошее обслуживание, «бестселлер» оказался в моих руках. На каждой странице — «шедевры» любовных признаний. К примеру: «Наталья — самая красивая продавщица…».

В адрес работников общепита сыплются не только похвалы, но и хулы: «Продавец Д. по-хамски со мной обошлась. Я пенсионер, инвалид. Когда мне внезапно стало плохо, достала нашатырный спирт. Д. на повышенных тонах стала объяснять, что у нее аллергия на этот запах. Потребовала покинуть кафе».

В серой книжке автозаправочной станции по улице Гусарова почти все замечания по поводу неисправных «пистолетов»: «Облил бензином машину, испачкал брюки. Примите меры!». В бутике же на улице Ленина я почувствовала себя первопроходцем. Книгу жалоб и предложений здесь завели специально для меня, окинув презрительным взглядом. Единственный посетитель бутика, мило щебетавший с одной из продавщиц, одернул меня: «А вы, собственно, кто? Почему устроили проверку?».

Лишь на Почтамте не удивились моей просьбе. «Кассир, обслуживая посетителей, постоянно разговаривает по телефону, неверно выдает сдачу», — гласила одна из записей в серой тетради.

А вот в немецкой химчистке злополучная жалобная книга стала причиной настоящей истерики.

— С какой стати я буду давать вам документы?! — завопила приемщица. — Какая наглость! 25 лет работаю в сфере быта, но такого еще не видела. Чтобы просто так, ни с того ни сего требовать книгу жалоб! Я звоню заведующей!

Предупредив работницу, что пойду с заявлением в Роспотребнадзор, я направилась к выходу, но услышала: «Девушка, вот вам книга. Если будут проверки, я лишусь работы, у меня дети». От свирепства приемщицы не осталось и следа.

— Жалобная книга должна быть на каждом предприятии, которое оказывает услуги. За ее отсутствие мы штрафуем владельца заведения, — рассказывает пресс-секретарь ТУ «Роспотребнадзор по Омской области» Елена Дайрукина. — Если книга не находится в доступном месте, её должны выдать по первому требованию, не спрашивая клиента о сути претензий.