К Сибири это, конечно, не относится: впереди еще март с его традиционными «прощальными» буранами и морозами. Однако поворот природы к теплому времени года уже не за горами, и скоро мы получим первые весенние «подарки», например половодье. Какая ситуация в связи с этим ожидает нас в этом году, обсуждали в минувший вторник в Главном управлении МЧС России по Омской области представители различных министерств, предприятий и организаций города.
А обсуждать есть что. Самым интересным и самым неутешительным, по сути, оказалось выступление метеорологов. Начальник отдела гидропрогнозов Нина Зайцева и начальник отдела метеопрогнозов Обь-Иртышского УГМС Ирина Ульянова рассказали, что практически по всем метеокритериям наша область нынче «не укладывается в норму». В сентябре и октябре прошло достаточно много дождей, и как следствие — почва была сильно увлажнена: содержание влаги сейчас значительно выше обычного. Плюс к этому в целом по районам высота снежного покрова достигает семидесяти сантиметров, что также превышает средние данные.
К тому же надо учесть, что общий «запас» снега в области сейчас в полтора-два раза выше нормы. А ведь сибирская зима еще не закончилась — осадки вполне возможны.
Что касается толщины льда на Иртыше, то, по данным на 20 февраля, он составлял всего 40-50 сантиметров, что на пятьдесят процентов ниже нормы… Хотя уверенно говорить о том, как поведет себя река во время таяния льда, еще рано: прогноз вскрытия рек метеослужба пообещала предоставить первого апреля. Тем не менее уже ясно, что весна нас ожидает достаточно бурная и «мокрая», риск возникновения чрезвычайных ситуаций в связи с таянием снегов достаточно высок.
Но и это еще не все. Прогноз погоды, к сожалению, тоже далеко не утешительный. Согласно наблюдениям метеорологов и статистике опасных явлений, этот год очень напоминает 1993-й, когда были достаточно серьезные метели, резкое похолодание в апреле и ветреный май. По предварительным прогнозам питерских специалистов, нас ожидает следующее: в апреле температура воздуха будет ниже нормы с избытком осадков, а в мае она, наоборот, превысит среднестатистические показатели на два градуса. И такая картина, вместе с «недобором» по осадкам, продержится до конца июня. Получается, что после весеннего многоводья нас ждет уже другая крайность — засуха, а значит, напряженная пожароопасная обстановка.
Выступление руководителя отдела водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового управления Сергея Полева тоже, к сожалению, не добавило в общую картину светлых красок. Согласно мониторингу, проведенному специалистами управления, объем природоохранных попусков воды с каскада верхне-иртышских водохранилищ в Республике Казахстан в этом году только увеличится. Этой весной соседи «подарят» нам на пятьсот кубометров в секунду больше. Так что высока вероятность затопления отдельных участков Омской области, и, скорее всего, садоводы, расположившиеся в пойме реки, пострадают даже больше, чем в 2001 году.
Кроме «основной» проблемы — половодья, у нас, конечно, есть и другие весенние опасности. Не в последнюю очередь это ледовые переправы. Не так давно, например, в Тевризе под лед ушел «КамАЗ». Такие ЧП в области случаются практически ежегодно. А тут еще лед в этом году достаточно тонкий…
К сожалению, как отмечают специалисты, чаще всего причиной несчастных случаев является элементарная человеческая беспечность. А потому не остается ничего иного, кроме «зачернения» переправ: после официального закрытия речной дороги специалисты МЧС тракторами будут просто разрушать подъездные пути.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что слова «угроза возникновения чрезвычайных ситуаций» для Омска — очень даже реальная вероятность.