ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОСЛЕ ЗАБВЕНИЯ

14 марта 2007 года минует три десятка лет, как ушел из жизни один из самых малоизвестных сегодня омских литераторов и мыслителей - Борис Федорович Леонов (1900-1977 гг.). Между тем убежден, что подобное забвение (в прошлом для этого были политические причины) несправедливо: жизнь этого человека и его творческое наследие, без сомнения, представляют немалый интерес для историков, литературоведов, театральных деятелей

Жизнь Леонова поначалу складывалась достаточно типично для той эпохи. Детство в семье деревенского священника, непростые отношения с родителями. Затем — духовное училище и семинария в Орле, мечты о литературном поприще, первые стихи. Революционный вихрь 1917 года захватил юного поэта: Борис вступает в Красную Армию и партию большевиков. К 1921 году Леонов успел повоевать на фронте (дослужиться до заместителя начальника политотдела бригады), принять участие в подавлении крестьянских восстаний в Тамбовской губернии. После гражданской войны Борис Леонов возвращается в Орел. Здесь он заканчивает два курса Орловского пролетарского университета, участвует в деятельности местного Тургеневского общества, пишет стихи и пьесы. Некоторые его произведения: стихотворение «Эскиз», поэма «Русь», пьеса«Угольки»-отразили всю сложность и противоречивость его положения и мировоззрения.

С середины 1920-х г. Леонов занимал различные должности в учреждениях культуры, профсоюзных организациях, партийных органах в Москве, Можайске, Коломне, Новосибирске, Ленинске-Кузнецком. В 1932-м приезжает в Омск и вскоре становится сотрудником, а позднее и эавлитотделом «Омской правды». Все эти годы Леонов не оставляет занятие литературой: помимо художественных произведений (повести «Когда затихают грозы», «Остатки прежней роскоши», пьеса «Собор») пишет работу о творчестве Б. Пастернака, исследование о советской драматургии, обращается к творчеству Э. Хемингуэя.

В «Омской правде» в 1935-1936 гг регулярно появляются его литературно-критические статьи и театральные рецензии. Леонов был одним из активных борцов с «формализмом» в искусстве и, как мне кажется, участвовал в этой кампании искренне. Осуждая разрыв с классической традицией, Борис Федорович негативно высказывался по поводу экспериментов омского «синтетического театра» «Горского, пытавшегося объединить на омской сцене оперу, оперетту, драму. Такие спектакли в условиях недостаточной подготовки артистов нередко оказывались провальными.

В 1937 году Леонова исключают из ВКП(б) за «антипартийные разговоры». Литературная карьера теперь уже навсегда заказана, и ему еще повезло, что удалось устроиться заведующим литчастью драмтеатра. Но в 1944-м Б. Ф. Леонов был арестован и осужден по статье 58-10 («контрреволюционная пропаганда и агитация») на 10 лет лишения свободы с поражением в гражданских правах на пять лет. Кроме признаний обвиняемого {полученных под давлением) и показаний свидетелей следствие в качестве доказательства вины Леонова использовало рукописи его работ разных лет, которые были истолкованы как «антисоветские».

Свой срок Борис Федорович отбывал в Омске, на Урале и Колыме. По возвращении в Омск в 1956 году он нигде не мог устроиться: в учреждения культуры и образования его не брали, а заниматься физическим трудом не давало возможности здоровье, подорванное в лагерях. Вынужденную безработицу недавний политзек использовал для литературного творчества, что обернулось для него новой бедой.

«Послевенгерское похолодание» конца пятидесятых привело к новому витку политических репрессий. Леонова вновь арестовали, конфисковали его архив и снова нашли в его высказываниях и рукописях «антисоветскую пропаганду». В октябре 1958-го он был приговорен к 10 годам лишения свободы по той же статье. Тяжелая работа в Озерлаге (под Тайшетом) и мордовских лагерях, переживания вскоре привели к инвалидности: Борис Федорович был парализован. Его жена и товарищи по мордовскому лагерю писали в высшие инстанции с просьбой помиловать инвалида. Лишь в январе 1965 года дело Леонова пересмотрели, и он был не только освобожден, но и полностью реабилитирован по обеим своим судимостям.

Вернувшись в Омск, Борис Федорович продолжал внимательно следить за литературным процессом и не оставлял занятия литературоведением и искусствоведением, Он не мог писать и поэтому все свои произведения и письма выстукивал на пишущей машинке левой рукой. Одна из его статей была опубликована журналом «Сибирские огни» («Читая автобиографию Чаплина», 1967, № 9). Но большая часть статей не могла увидеть свет, потому что Борис Федорович ставил очень острые вопросы, свободное обсуждение которых было возможно лишь на неофициальном уровне, И он обсуждал это со своими немногими друзьями: М. М. Молостовым, Л. В. Шевчуком, которые также за свое свободомыслие подвергались преследованиям.

Конечно, в короткой статье невозможно показать все особенности мировоззрения омского вольнодумца. Но вот характерный отрывок из эссе «Век нынешний и век минувший» (1970 г.), где Леонов в свободной манере размышляет об ответственности партии за происходящее в стране:

«Если спросить любого советского труженика:

— Какой, по-вашему, самый большой недостаток у нас в стране?

Ответ, кажется, будет один:

— Бюрократизм.

А некоторые скажут еще решительней:

— Бюрократическая каста.

Когда в стране хорошо или даже сносно, принято говорить с умилением:

— Спасибо нашей любимой партии! Спасибо дорогому правительству!

Ну, а когда скверно, к кому тогда обращаться? С кого тогда спрашивать?

Ответ дается немедленно. Он выскакивает, как билетик из автомата:

«Не волнуйтесь. Партия тут ни при чем. Это все отдельные случаи. Партия с ними борется».

И все как будто в порядке.

Сколько уже лет щелкает успокоительный автомат! Сколько выброшено билетиков! Сколько прикрыто общественного сраму и все фиговым листком отдельного случая!

— Ну и Хрущев! Вот наломал дров!

— Как, один только Хрущев! А партия? Разве не партия объявила его лучшим ленинцем? Или это тоже отдельный случай? Случай, растянувшийся на целых десять лет?

Жена цезаря выше подозрений. Так говорили в Риме.

Партия напоминает римскую матрону. Ее репутация всегда чиста, как первый снег

При Сталине был уничтожен цвет советской интеллигенции. Оставшиеся в живых вернулись из лагерей больные, опустошенные, с травмой до гробовой доски.

И все же им говорили с укором:

— Ты что же, обиделся на партию?

В конце концов, как же следует воспринимать партию? Что это? Нерукотворный образ? Одна из платоновских идей?

Сколько вокруг лжи, лицемерия! Сколько показного!

Смелость, уже прошедшая цензуру!

Пафос, апробированный свыше!

Гнев с дозволения начальства!».

Ну, а что же Леонов предлагал? Предложения его, надо сказать, вполне конкретны. Он дает их в виде вопросов, давая возможность читателю задуматься и ответить самому. А не лучше ли сделать то-то и то-то? И предлагает, в частности, провести массовую чистку партии, выгнав из нее «по крайней мере миллиончика два бюрократов, шкурников, проходимцев и прочих мусорных лиц», лишить чиновную верхушку «хотя бы половины» материально-бытовых льгот и преимуществ. Имелись у Бориса Федоровича рекомендации и по правовой части. Он предлагал разрешить участие защитника с самого начала следствия (а не после окончания, как было тогда принято), увеличить число народных заседателей, повысив их права. Ну и, конечно, в этом эссе он вновь говорит о выборах. Пора перестать проводить «пародию на выборы», когда в избирательных бюллетенях значится только один кандидат.

На первый взгляд это очень похоже на то, что было начато в годы перестройки. Но хочу отметить, Леонов, несмотря на ужас перенесенного, оставался верен своим коммунистическим идеалам. Он считал, что можно построить общество социальной справедливости, отвергал капитализм. Он считал, что России необходим социализм с «человеческим лицом», который даст возможность раскрыть лучшие качества русского человека.

Уход из жизни Бориса Федоровича не остался незамеченным и вольнодумцами. В самом известном самиздатовском журнале «Хроника текущих событий» был напечатан некролог его друзей Бориса Вайля и Михаила Молоствова. Вот цитата из этого некролога: «Яркий интеллектуализм Леонова, терпимость к чужим взглядам, духовная несломленность — все это притягивало к нему других политзаключенных. Вокруг него создается очаг культуры, противостоящий окружающему хамству и насилию.

Наследование традиций «святой русской литературы» и глубокой немецкой философии, честность мысли, ирония по адресу рептильной литературы и хорошо оплачиваемой идеологии — эти черты мышления и личности Леонова памятны всем соприкасавшимся с ним и в лагере и после него».

Не все надежды Бориса Федоровича сбылись, не все идеи прошли проверку временем. Наверняка найдутся люди, которые не разделяют его политические взгляды и литературоведческие пристрастия, но, без всякого сомнения, лучшие произведения Бориса Федоровича (а это прежде всего его литературоведение и публицистика) должны в ближайшие годы увидеть свет.

Творчество Бориса Леонова — это часть культурного достояния нашего города советской эпохи. Особая редкость этих произведений в том, что это наследие не просто литератора-нонконформиста, но человека, обладавшего собственной позицией и ярким публицистическим даром. Некоторые общественно-политические идеи Леонова не потеряли своей актуальности и сегодня. И ныне, увы, мы сталкиваемся с унижением простого человека властью, извращением демократических процедур, лицемерием, хамством и бескультурьем, продажностью некоторых представителей «культурной элиты».

Думается, издание сборника избранных произведений было бы для Б.Ф. Леонова лучшей реабилитацией, а для омичей — возможностью открыть неизвестную страницу культурной жизни города.

P.S. В последние годы мне на конференциях удавалось знакомить историков и краеведов с наследием омского вольнодумца. В настоящее время мною готовится к печати книга о жизни и творчестве Бориса Федоровича Леонова.