ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ СТАНЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ

С 1 января 2007 г. в силу вступают изменения, касающиеся способа представления бухгалтерской и налоговой отчетности. Чтобы для многих компаний не были неожиданностью новые требования, хотелось бы рассказать об этом заранее

Первым этапом отчетной революции стала возможность сдавать бухгалтерскую документацию в двух формах одновременно: на обычных бумажных листах и на дискетах. Для этого налогоплательщикам нужно записать (бесплатно) в инспекции программу.

Однако переход к сдаче отчетности на дискетах не решил еще одной очень важной проблемы любого бухгалтера. Всем знакома фраза «время — деньги», так вот именно она как нельзя точно определяет сущность работы бухгалтера во время сдачи документации. Ведь на подготовку отчетов уходит далеко не один час рабочего времени, а уж на сдачу их в налоговую инспекцию тем более. А не сданная в срок отчетность подразумевает штрафные санкции, да и нервы бухгалтеров стоят не дешевле. Вот такая бухгалтерия…

Но прогресс на месте не стоит, и решение этой проблемы нашлось — это представление отчетности в электронном виде через Интернет. Способ представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи (далее ТКС) для многих налогоплательщиков является нормой уже с 2003 г., с того самого момента, когда они этот прогрессивный вариант предпочли заполнению бумаг и простаиванию очередей в инспекциях. Однако, хотим заметить, все эти налогоплательщики сделали добровольный выбор.

Теперь же в связи с принятием Закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, который внес значительные изменения в часть первую Налогового кодекса и ст. 80 «Налоговая декларация», для многих сдача отчетности в электронном виде станет обязательной процедурой. С 2007 г. это коснется тех налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых на 1 января 2007 г. превысит 250 человек, а с 2008 г. среднесписочная численность работников, которых на 1 января 2008 г. превысит 100 человек. Таким образом, в скором времени эти компании лишатся права выбора и будут обязаны представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде.

Для начала хотелось бы отметить преимущества представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. А они действительно очевидны:

— возможность отправки отчетности с рабочего места налогоплательщика в течение нескольких минут без последующего дублирования на бумажном носителе;

— возможность представления отчетности до 24 часов последнего дня отчетности (ведь иногда не хватает нескольких часов, а несвоевременная сдача — это штрафы);

— подтверждение доставки отчетности (налоговый орган высылает протокол о приеме налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи);

— оперативность обработки информации, избежание технических ошибок при вводе данных;

— актуальность форм отчетности (в случае изменения форм налоговой отчетности информацию о нововведениях налогоплательщик получает автоматически по электронной почте);

— налогоплательщик может получать по запросу через электронную почту сведения об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом (информационные выписки);

— получение по электронной почте открытых документов: инструктивных писем, объявлений, информации об изменении налогового законодательства:

— конфиденциальность (документы передаются через Интернет в зашифрованном виде).

Чтобы принять решение в вопросе о переходе на сдачу отчетности по каналам связи, необходимо ознакомиться с суммой затрат. Сделать это можно в налоговой инспекции по месту постановки на налоговый учет или у оператора связи.

Однако надо сказать, что стоимость программного комплекса для электронной сдачи отчетности, а также абонентской платы за его обслуживание невысока и соизмерима с расходами на бумажную отчетность.

Плату за подключение и абонентскую плату можно списать на затраты,- а НДС принять к вычету. Единовременно за покупку программы необходимо заплатить около трех тысяч рублей, а затем нужно вносить абонентскую плату, которая зависит от количества пользователей и колеблется в интервале от 170 до 750 рублей в квартал, в зависимости от системы налогообложения и периодичности отчетности (месяц, квартал).

Когда руководством принято решение о переходе на электронный способ сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, после составления отчетов их можно отправлять по e-mail. При этом запускается почтовая программа, которая шифрует, подписывает и отправляет декларации. Если возникнет какая-либо ошибка, программа не позволит осуществить отправку, а заставит бухгалтера исправить все недочеты и повторить процедуру.

Порядок электронного документооборота установлен методическими рекомендациями «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705).

После подготовки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик заверяет ее электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправляет в адрес налоговой. В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) после этого он получает по электронной почте от налоговой следующие документы: квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде; протокол входного контроля налоговой декларации; подтверждение оператора. Затем нужно подтвердить подлинность ЭЦП налогового органа на квитанции о приеме налоговой декларации и протоколе входного контроля. Кроме того, протокол заверяется ЭЦП налогоплательщика и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылается в адрес налогового органа. Второй экземпляр протокола и квитанция сохраняются у налогоплательщика.

Если в протоколе содержится информация о том, что отчетность не прошла входной контроль, то налогоплательщик устраняет указанные ошибки и повторяет всю процедуру сдачи форм документов, по которым зафиксированы ошибки.

В случае неполучения в указанные сроки квитанции о приеме декларации и/или протокола входного контроля он заявляет налоговому органу и/или оператору о данном факте и при необходимости повторяет процедуру.

В инспекции ФНС России по Кировскому административному округу г. Омска в 2006 году 830 налогоплательщиков заключили договора на представление отчетности в электронном виде, из них 619 юридических лиц и 211 индивидуальных предпринимателей, за январь-февраль к этой цифре прибавилось еще 48 налогоплательщиков.

Всю интересующую вас информацию вы можете получить на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации по налогам и сборам: www.nalog.ru и на сайте Управления ФНС России по Омской области: www.r55.nalog.ru

Кроме того, вы можете воспользоваться контактным телефоном Инспекции ФНС России по Кировскому АО г. Омска, по которому вам ответят на вопросы по данной теме: 373-673 (каб. 102).

Зоя ТЮРИНА, начальник отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России по Кировскому АО г. Омска, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса