Уже полгода в тридцати семи омских школах действует информационная система «SMS-Дневник». Это не замена традиционного, «бумажного» дневника, но существенное его дополнение, рассчитанное в первую очередь на очень занятых родителей. А таких с каждым годом становится все больше: ненормированный график их работы, например, сейчас — обычное явление нашей жизни. Это часто оборачивается элементарной нехваткой времени на посещение школы, где учится любимое чадо, на подробное вникание в дела учебные. Вот и подумали JT-специалисты, что технический прогресс здесь может пригодиться.
В гимназии № 146 сейчас почти сто семей пользуются услугой SMS-рассылок школьных новостей. Ежедневно родители-абоненты получают сообщения об оценках своих детей, о присутствии или отсутствии оных на уроках. Это называется базовой подпиской. Для тех, кто хочет, как говорится, подробностей, имеется дополнительная подписка — возможность получать тексты расширенного содержания, например, про организацию в школе какой-либо экскурсии, или сообщения с комментариями учителей. Могут и перечень домашних заданий сбросить, чтобы потом был убедительный аргумент против невинного взгляда «а нам ничего не задали…».
О том, как действует эта система, нам рассказала администратор проекта, заместитель директора гимназии по воспитательной работе Наталья Захваткина:
— У нас есть так называемый электронный журнал, куда каждый день после уроков я заношу все полученные ребятами оценки. После чего идет рассылка сообщений по занесенным в базу номерам. Кроме того, учителя, которым есть что сказать родителям того или иного ученика, оставляют для меня свои послания в учительской, и эти сообщения в тот же день отправляются на нужные телефоны.
Первые две недели, как и в других школах города, в гимназии был так называемый тестовый период: родители, которые заинтересовались услугой «SMS-Дневник», но не были до конца уверены в ее необходимости, получали сообщения бесплатно. Как сообщила Наталья Захваткина, новый вид сервиса «временные пользователи» оценили сразу, и практически все перешли в разряд постоянных клиентов. К тому же за все время ни одна семья еще не разочаровалась в услуге.
Родители довольны. А дети? А дети, конечно, в большинстве своем дуют губки: ведь это еще один способ контроля… И после уроков, бывает, бегают за Натальей Захваткиной с просьбой «не отправлять маме сообщение про двойку, потому что у мамы сегодня день рождения…». Но многие вполне спокойно относятся к ноу-хау. Как настоящие дети 21 века.
— Это удобно, — говорит девятиклассник Саша. — Я вот могу просто что-то забыть, перепутать, но знаю, что «ЗМ5-Дневник» обязательно вовремя сообщит родителям обо всем важном, например, о родительском собрании.
Конечно, сообщения приходят не только по «неприятным поводам». Удачное выступление ребенка на школьной конференции, его спортивные победы, просто хорошие оценки тоже не остаются без внимания. А потому, можно сказать, в электронном журнале со временем формируется довольно четкая картина, характеризующая того или иного ученика. И эта информация может быть использована, например, для работы психолога, если в таковой будет необходимость.
Это один из вариантов использования в будущем возможностей проекта «SMS-Дневник». Пока же реальная польза от него, как отмечают педагоги, — повышение успеваемости учеников. Что поделаешь, «кнут» всегда был и остается стимулом получения хороших оценок.
Впрочем, многие родители все-таки не одобряют этот дополнительный контроль и считают его унизительным как для взрослых, так и для детей. На Интернет-форумах городов, где уже действуют такие проекты, примерно половина пользователей высказываются против всякого рода «SMS-Дневников». Главный аргумент выдвигается следующий: отношения родителей с детьми должны строиться на доверии, и школьниками должны руководить принципы самодисциплины, а не страх перед разоблачением.
С одной стороны, вроде бы все верно. Но с другой… Какая разница между «SMS-Дневником» и обычным? Ведь дело просто в новой форме доставки информации. К тому же электронная рассылка оценок даже более «гуманна», если можно так выразиться. И по отношению к родителям, и по отношению к самим школьникам. Ну посудите сами: одно дело, когда поздним вечером уставший после работы отец вдруг обнаруживает в дневнике сына несимпатичную такую единицу. И совсем другое, когда сообщение об этой неприятности родители получат в течение дня: будет время успокоиться, все взвесить, обдумать и уже в мирной обстановке вечером побеседовать с отпрыском, а не выливать вот так вот сразу на него всю свою негативную реакцию.
Проект «SMS-Дневник» не возлагает на родителей воспитательные обязанности, а возвращает их, подчеркивает Наталья Захваткина. Это просто реальная возможность для школы обратить на себя и своих учеников хотя бы часть утерянного родительского внимания. Причем иногда именно благодаря сообщениям на сотовый папы и мамы впервые за долгие годы появляются в стенах школы.
Например, однажды в 146-й гимназии администратор, что называется, в запарке отправила эсэмэску следующего содержания: «Ваш сын получил «2» за сочинение по математике». Отец невольного «цифирного литератора» явился в школу на следующий же день: уж очень захотелось узнать, что за сочинения сейчас задают по математике… Ну, с ошибкой, конечно, разобрались. А заодно родитель познакомился с учителями, узнал, какие успехи и «неуспехи» имеются на совести его сынишки.
Количество школ, присоединившихся к проекту «SMS-Дневник», сегодня растет. Энтузиасты уже поговаривают, что в скором времени подобный сервис появится и в училищах с колледжами. Там, говорят педагоги, учатся, по сути, те же дети, только считающие себя уже очень взрослыми. Да и родители многих из них живут не в Омске. А потому подобный контроль там просто необходим.