Председатель правительства, губернатор Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ на вчерашней встрече с представителями средств массовой информации не стал ограничивать круг интересующих журналистов вопросов. Но так или иначе большинство из них было все же посвящено итогам прошедшего голосования. Леонид Полежаев с сожалением отнесся к тому факту, что не все из политических партий смогли преодолеть семипроцентный рубеж и теперь не будут представлены в Законодательном собрании.
— Если честно, то победить у их представителей по одномандатным округам шансов практически не было. Но по партийным спискам они могли обозначить свое представительство. По крайней мере, я надеялся на то, что рейтинг доверия избирателей к СПС и «Справедливой России» окажется в пределах семи — восьми процентов. Не было у меня сомнений и относительно ЛДПР. Что касается сложившейся в областном парламенте двухпартийной системы — то это не самый худший вариант. Ведь вторая партия (КПРФ) всегда будет иметь свою политическую нишу. И при любых условиях левый спектр существовал и будет существовать. Что мы можем наблюдать в странах даже с самым высоким уровнем развития демократии.
Вместе с тем, председатель областного правительства полагает, что семипроцентный барьер в региональный парламент мог быть назначен и ниже, дабы большее количество партий было представлено в Законодательном собрании. А таким жестким регламентом, уверен губернатор, мы вносим разочарование в определенные круги людей, которые отдают предпочтение иным, нежели победившие, партиям: «У нас в жизни и так много разочарований, так зачем их увеличивать».
Не согласился губернатор с той точкой зрения, что нынешние выборы не имели
прецедента с точки зрения использования на них пресловутого административного ресурса.
— Возглавляя список «Единой России», я был одним из самых активных агитаторов и не считал для себя это чем-то зазорным. Ведь для меня это были не просто выборы депутатов, а оценка жителями Омской области работы областного правительства за последние пять лет. Я не привык доверять каким-либо технологическим исследованиям и всевозможным рейтингам, а избирательная кампания дала мне хороший шанс проверить их на деле, встречаясь с жителями и слушая их оценку. Если это можно назвать административным ресурсом, то называйте. Мне было важно узнать, что думают люди, и как они оценивают качество управления областью. А в итоге эта избирательная кампания дала много материала для анализа, для внесения корректив в срочные и среднесрочные программы действий правительства области на 2007 год.
Но эти коррективы, особо подчеркнул Леонид Полежаев, никак не затронут социальные программы, которые останутся неизменными. Коснутся же они программ инвестиционных, связанных с привлечением бюджета. И в первую очередь тех из них, что направлены на развитие инженерной инфраструктуры города вообще и Левобережья в частности. А также строительства жилья и объектов социально-культурной сферы. Причем львиная доля (до восьмидесяти процентов) всех областных финансовых вложений в город Омск приходится именно на Кировский округ, на Левобережье. Кроме того, область намерена увеличивать свой финансовый потенциал в развитии и реформировании сферы городского ЖКХ. Что касается именно социальной политики, то губернатор продолжает оставаться твердым сторонником улучшения материального положения пенсионеров.
Приведу лишь две цифры: в 2000 году удельный вес пенсий к средней заработной плате составлял 40 процентов. Теперь же этот удельный вес сократился до двадцати процентов. И это очень опасный критерий, говорящий о крайне тяжелом положении многих миллионов жителей нашей страны. А проводимые индексации пенсий не решают проблемы улучшения жизни пенсионеров и проблемы инфляции. Поэтому вернуть этот разрыв хотя бы до тех 40 процентов — это ключевой момент социальной политики. И это прекрасно —
понимают и в федеральном правительстве. Поэтому надеюсь, что вслед за повышением уровня средней заработной платы, о чем решение уже принято, будут увеличены и размеры пенсий.
Существует, по мнению губернатора, и некоторая недооценка со стороны федерального Министерства экономики регионов Сибири и Дальнего Востока, откуда происходит отток населения.
— Согласитесь, что условия жизни в Краснодарском и Красноярском краях отличаются друг от друга. А нормативы и там, и здесь остаются одинаковыми. Поэтому молодежь лишается мотивации оставаться жить в Сибири, где перестали создаваться крупные научные и производственные комплексы, где нет гарантий социального обеспечения, а одной лишь идеей людей удержать невозможно. А развитие экономического потенциала страны невозможно без развития сибирских и дальневосточных территорий. Поэтому для них необходимы и определенные преференции, чтобы эти регионы не выпадали из общей жизни страны.
Удастся ли сохранить так называемые северные надбавки, о ликвидации которых сегодня говорят в столице, пока неизвестно. Но Леонид Полежаев намерен ввести региональные.
— И это будет правильно с точки зрения поддержки населения. А местное законодательство это позволяет сделать.
Выразил свое сожаление губернатор и по поводу более низкой, по сравнению с селом, явки горожан на избирательные участки. Хотя и отметил, что город уже традиционно оказывается более пассивным, но…
— Как мне казалось, более активное участие горожан должно было выразить их отношение к Указу президента о праздновании трехсотлетнего юбилея Омска. А горожане, к сожалению, оказались равнодушны к этому документу, который определяет развитие нашего города на ближайшие десять лет. Впрочем, те 37 процентов отражают среднестатистические показатели явки по всем крупным городам.
Отвечая на вопрос, будет ли соблюдена преемственность вновь избранного парламента выработанному политическому и экономическому курсу, Леонид Полежаев ответил:
— Я в этом не сомневаюсь. Возглавив список «единороссов», прежде всего я исходил из интересов области, интересов ее жителей. Поэтому стратегический курс останется неизменным. А Омская область должна осуществить еще один виток своего развития, который бы позволил решать значительно больший спектр задач по улучшению жизни населения.