ИЗ РАСОВОЙ НЕНАВИСТИ

Мы уже писали об этом громком судебном процессе в Омском областном суде («Удары Лома», «Труд-7» от 07.03.2007). Напомним, что 33-летний Галимжан Бусурманов погиб в ноябре прошлого года, водитель троллейбуса вечером возвращался домой. На узенькой дорожке в районе омского цирка повстречал компанию из четверых пьяных парней... Через несколько минут израненного и истекающего кровью казаха подобрал случайный прохожий. Галимжан еще находился в сознании и успел рассказать, что, окружив его, незнакомцы выкрикивали расистские лозунги, оскорбляли и унижали его. Потом он почувствовал удары ножа в спину...

Троих из тех четверых парней вскоре нашли. Однако на скамье подсудимых в итоге оказался только один — 20-летний Михаил Проскурин, учащийся педагогического колледжа № 1. Остальные проходили по делу как свидетели.

Проскурин признавал, что именно он порезал мужчину. Но мотив расовой ненависти отрицал, как и свою принадлежность к группировке скинов. Дескать, извините, всё произошло случайно. Казах, мол, нечаянно задел плечом его приятеля. Завязалась драка. Пытаясь разнять дерущихся, он достал нож…

Главным вопросом процесса был: удастся ли обвинению доказать мотив расовой ненависти? Сделать это не так-то просто. Поэтому подобных дел очень мало. Правоохранительным органам проще списать столкновения между представителями разных народов на конфликты на бытовой почве.

Но на сей раз обвинение располагало серьезными уликами. Дома у Проскурина нашли массу специфической литературы. Бывшие дружки подтвердили, что своих расистских взглядов он не скрывал. Среди единомышленников был известен под прозвищем Лом. На плече у Проскурина красовалась татуировка в виде кельтского креста — одного из символов движения скинхедов. Вдобавок в тот ноябрьский вечер, идя по улице, он и его приятели скандировали: «Россия для русских! Омск для омичей!»

Несмотря на все это, адвокат подсудимого Дмитрий Степанов пытался убедить суд, что от группировки скинов его подзащитный давно отошел. Адвокат поведал трогательную историю о том, как, дав клятву любимой маме, парень навсегда распрощался со своими юношескими заблуждениями. Проскурин даже собирался свести тату, но не нашел для этого денег. По поводу специфической литературы, изъятой в жилище студента при обыске, адвокат тоже предложил оригинальную версию. Мол, парень намеревался стать писателем и издать книгу о неформальных молодежных движениях в Омске, вот и собирал материал о скинах. Упомянула защита и о близкой дружбе молодого человека с девушкой из татарской семьи — сам факт якобы свидетельствует о его терпимости к другим народам.

Однако суд критически отнесся к этим доводам. К тому же эксперты не обнаружили на теле погибшего никаких следов борьбы, что опровергает версию о драке. В итоге суд признал Проскурина виновным «в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, совершенному по мотиву национальной, расовой ненависти и повлекшему по неосторожности смерть потерпевшего». Скинхед был приговорен к 11 годам строгого режима. Приговор еще может быть обжалован.

P.S. Скоро в Омском областном суде начнутся слушания по другому делу, в сентябре прошлого года прогремевшему на всю страну, — о массовой драке в селе Розовка. Тогда от рук пяти приезжих узбеков пострадали четверо русских местных жителей. Двое из пострадавших скончались.

Однако на суде ни о какой национальной ненависти и речи не будет. Ведь следствие пришло к выводу; что имел место всего лишь бытовой конфликт…