В десять часов рядом с храмом, загражденным забором, уже толпится народ. Причем все собравшиеся знают, что купол-гигант — будет «взлетать» в небо в полдень, однако нарезают по всему периметру пару-тройку кругов. (Многие не сразу понимают, где находится главный вход). Заодно пришедшие осваивают поэтапную историю строительства храма в фотографиях и картинках, размещенных прямо на заборе.
Из разговора с пенсионером Иваном Епифьевым узнаю, что наш омский купол — один из самых больших в строящихся сейчас российских храмах.
— Это надо было разрушить такую красоту?! — негодует он, — как же рука-то поднялась у варваров…
Рабочие неохотно рассказывают о проделанной ими реконструкции. Говорят, попытались воссоздать первоначальный облик собора по сохранившимся фотографиям, архивным записям, на месте раскопок найденным деталям фасадной отделки. К тому же вопреки взрыву сохранился и фундамент собора.
А вот купол вызывает куда больше восхищения. Дескать, он особенный, выполнен по новым технологиям из несгораемых материалов. Весит он целых 20 тонн, а его диаметр -15 метров!
В половине одиннадцатого возле храма появляется митрополит Омский и Тарский Феодосий, рядом с установленным на входе деревянным крестом проходит служба. Обращаю внимание на большое число пришедших ребятишек. Вместе с родителями, чтобы не замерзнуть, то и дело дети подходят к длинному накрытому столу и пьют горячий чай. Тем же, кто существенно проголодался, в одноразовые тарелки наливают порцию борща.
И вот уже под завораживающий звон колоколов идут крестным ходом вокруг собора верующие, и начинается подъем 20-тонного красавца-купола. Все стоящие на площади замирают с поднятой вверх головой на полчаса.
— Страшно-то как, — говорю стоящему рядом рабочему, — а вдруг кран не выдержит и эта махина грохнется вниз! А под ним есть люди… Ужас…
— Да брось, — уверенно говорит он, — это уникальная технология. Учли даже структуру почвы, направление ветра, а ты говоришь, грохнется. И кран такой может поднять четыреста тонн, а купол весит всего двадцать. У крана стрела видишь, какая высокая? Говорят, около семидесяти метров. Из газеты что ли? Про меня ничего не пиши. Вон, смотри, Кокорин стоит. Про него писать разрешаю.
Однако в этот момент рабочие, направляющие купол на земле, начина-
ют нервничать. Одна из веревок, зацепившись за храм, мешает установке. Происходит заминка минуты на три.
— Давайте, ребята, ловите его, — то и дело приговаривает кто-нибудь в толпе.
И вот уже эта огромная блестящая махина, приближается к самому верху. А там тоже получается не все так скоро. Посадить при солидном ветре купол — дело непростое, но все-таки осуществимое.
И вот уже Успенский собор предстает перед собравшимися на площади практически в первозданном виде. Картина потрясающая. Такое ощущение, что смотришь на открытку из Эрмитажа. Не зря говорят, что по своей красоте он стоит в одном ряду с такими шедеврами русской церковной архитектуры, как Храм Спаса на Крови в Петербурге, церковью Святого Александра Невского в Лодзи и собором Казанской Богоматери в Иркутске.
Примерно через час на башни устанавливают и два оставшихся малых купола диаметром по пять метров. Теперь рабочим остаются лишь отделочные работы.
Прошедшие крестный ход женщины объясняют, что в конце собор должны украсит пятнадцать фаянсовых икон, над созданием которых сейчас трудятся уральские мастера. В ближайшее время начнут благоустраивать территорию всей площади.
Торжественное открытие запланировано на 16 июля. Именно в этот день, как говорят историки, в 1891 году цесаревич Николай Александрович, будущий император России Николай II заложил первый камень в фундамент храма