НЕ СТРАШНЫ НИ ТОПЬ, НИ ТУНДРА…

НЕ СТРАШНЫ НИ ТОПЬ, НИ ТУНДРА…

Омский вездеход-амфибия «Арктика» завоевывает рынок

Северные территории занимают 2/3 всей площади России. 40 регионов имеют официальную приставку «северный». Здесь сосредоточены основные запасы газа, нефти, каменного угля, золота, алмазов, цветных металлов.

Главный транспорт Севера определяет время года. Летом в основном это речные и морские суда, зимой — самолеты и вертолеты. Что касается автомобилей, то их пути-дороги напрямую зависят от погоды, а стоимость перевозок грузов, почти как по Джеку Лондону, превращает килограмм муки в предмет роскоши.

Там, где мало дорог, кругом тундра или тайга, реки, озера и болота, а от поселка к поселку на машине порой можно добраться только по зимнику, там пройдет омский вездеход «Арктика». Независимо от сезона и погоды.

Официально, в документах, «Арктика» именуется плавающим снегоболотоходом. Правда, ни воды, ни земли она при движении не касается. Скорость — до 150 километров в час. Воздушная подушка позволяет брать преграды до одного метра высотой. Машина преодолевает топь, пустыню, холмы, любой водоем, причем неважно — открытая вода или ледяные торосы.

— Эта машина—полноценная амфибия. Ее можно эксплуатировать круглый год. Во время ледохода, ледостава. При температуре +40, —50, — рассказывает Василий МАМОНТОВ, главный конструктор торгово-промышленного центра «СибВПКнефтегазТЭК».

Василий Георгиевич — отец «Арктики». В далеком 1962 году молодой конструктор возглавил разработку вездеходов на воздушной подушке на омском заводе транспортного машиностроения. Ученые решали сразу две задачи. Первая: создание платформ для быстрой переброски тяжелой военной гусеничной техники весом до 50— 100 тонн по так называемой «трудной» местности — в снегах Арктики, в пустынях, тундре, тайге, болотах. Вторая задача: разработка мобильных гражданских машин небольшой грузоподъемности.

С начала 60-х до конца 90-х на заводе были собраны десятки образцов. Машины использовались и армией, и «гражданкой». Например, модель «Сибирь-1Д» облюбовали промысловики. Долгое время судно на воздушной подушке считалось лучшим средством передвижения при отстреле волков.

Когда началась перестройка, серийный выпуск и финансирование резко сократились. В 1998 году создание вездеходов возобновилось в цехах ПО «Полет». Конструкторы разработали новую серию, названную «Арктикой». Машины были переориентированы на гражданские цели. Грузоподъемность варьировалась от одной до ста тонн. Испытание «Арктика» прошла на реках Ямало-Ненецкого автономного округа, озерах Таймыра, в тундре и прибрежной полосе Баренцева моря.

Сегодня на стапелях «СибВПК-нефтегазТЭК» собирают четыре «Арктики». Эти машины готовят для Чукотки и Ямала. В амфибии разместятся 12 человек плюс две тонны груза. Двигатели — усовершенствованные камазовские дизели.

— Бошевская топливная аппаратура, коленчатый вал, закаленный в азоте, рассчитанный на миллион километров пробега, двигатель мощностью 400 лошадиных сил, — перечисляет мастер Владимир ЛАРИОНОВ достоинства амфибии.

Запас хода — до трех тысяч километров, разгон до 150 км. Кузов вездехода выполнен из высокопрочного алюминиевого и титанового сплава. По периметру закреплено гибкое ограждение— эта конструкция уникальна. Она выполнена из специальной высокопрочной резинотканевой ленты и армирована титановыми пружи-Нс1ми, что позволяет эксплуатировать «Арктику» на пересеченной местности. Большой запас мощности и надежная система торможения позволяют преодолевать крутые подъемы, разворачиваться на месте, удерживать технику на спусках и косогорах.

Со всех сторон амфибию отделывают пеноплексом. У этого материала, похожего на обычный пенопласт, но более прочного, две функции. Во-первых, теплоизоляция, во-вторых, машина становится абсолютно непотопляемой. Крылья — блоки плавучести -~ снимаются за полчаса. Это дает возможность без проблем транспортировать «Арктику» на грузовике или железнодорожной платформе.

Внутри каждый вездеход по-своему уникален — все зависит от пожеланий заказчика. Недавно на Чукотку ушла «Арктика», предназначенная для туристов и важных гостей тамошней администрации. Салон с телевизором и баром напоминает номер люкс в пятизвездочном отеле.

Главные заказчики омских «Арктик» — нефтяники и газовики, геологи и спасатели. Техника зарекомендовала себя в Якутии, на Тюменском Севере, в Казахстане и Республике Коми. Машину используют там, где не пройдет другой транспорт, кроме, пожалуй, вертолета. Но амфибия дешевле авиации в десятки раз, ей не нужны аэродромы и диспетчеры.
Сказать, что «Арктика» не имеет аналогов, нельзя. Но что она единственная в своем роде — это наверняка. В России технику на воздушной подушке выпускают в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Но тамошние суда — «Рыси», «Ирбисы» и «Хивусы» — могут передвигаться только по воде и ненадолго выходить для швартовки на берег, причем обязательно пологий. Те же характеристики у канадского катера «Vanair Vanguard». Омской амфибии по плечу, или, точнее, по воздушной подушке практически любой ландшафт.

— Раньше серийно выпускалась пятиместная «Арктика-1Д». Затем мы создали десятиместную машину. Есть амфибии, экипаж которых состоит из 15 и 25 человек, — рассказывает о моделях Сергей КРАСЮК, генеральный директор предприятия.

Сейчас «СибВПКнефтегазТЭК» готовится к выполнению заказа «Газпрома». Топливному гиганту требуются четыре гиганта-амфибии. Новая разработка омичей — платформа длиной 60 метров, грузоподъемностью 60 тонн.

План на этот год — выпуск десяти «Арктик». Раньше это была нереальная цифра — не позволяли площади. Сейчас простор открыт — производство переехало в цеха «Омсктрансмаша». Амфибии здесь создают 120 человек, требуются и новые рабочие руки — для будущих заказов. Армия пока не проявила интереса, но, как считает руководство предприятия, ситуация может измениться после выставки вооружений «ВТТВ-Омск-2007», где омичи продемонстрируют возможности новой машины.