СУД ПОДДЕРЖАЛ «ГАЗЕЛИСТОВ»

СУД ПОДДЕРЖАЛ «ГАЗЕЛИСТОВ»

Про бескомпромиссную борьбу городской власти с «нелегальными» водителями «Газелей», не участвовавшими или проигравшими конкурс, но при этом не желавшими уходить со своих накатанных маршрутов, писалось и говорилось в омских СМИ довольно много. Как хорошего, так и плохого. Ведь утвержденная мэром новая маршрутная сеть лишала работы и средств к существованию, по сути, несколько тысяч человек - водителей, частных предпринимателей и членов их семей

Люди не хотели мириться с таким положением дел и продолжали выходить на привычные маршруты, благо они были востребованы омичами, о чем свидетельствуют мнения омичей, стихийные митинги в поддержку того или иного маршрута. И тогда весной прошлого года строптивых «газелистов» решили «укротить». Не имея законного права отказать им в предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок, власть начала отлавливать «безголограммных» водителей «Газелей» по всему городу и прессовать их бесконечными проверками и штрафами.

Под мощное давление контролирующих органов попали и водители Омского союза автоперевозчиков (ОСА). Однако председателю управления этого союза Андрею Федорову удалось отстоять свои права в суде, тем самым, дав надежду другим на возможность их защиты законом от беспредела проверяющих, О своем недавно выигранном деле в Арбитражном суде Омской области Андрей Федоров рассказал нашему корреспонденту.

— В начале мая прошлого года в течение нескольких дней три наших «Газели» по одной и той же надуманной причине — технической неисправности (люфт рулевого колеса) попали на штрафную стоянку. Многие водители знают, что люфт этот вымеряется техническими приборами. Но в нашем случае сотрудники ГИБДЦ определили это на глазок, лишь повертев руками руль. Забрали номера, вызвали эвакуатор и выдали предписание устранить неисправность. Чтобы всем было ясно, поясню: люфт рулевого колеса устраняется максимум за полчаса. И стоит такой мелкий ремонт не больше ста рублей. А вот нахождение машины на штрафной площадке обходится в несколько тысяч. И то если еще повезет: надо успеть за три-четыре дня отремонтировать машину, взять справку из ГИБДД об устранении неисправности и забрать свою машину, отдав при этом три с лишним тысячи за ее стоянку хозяину площадки. А если не повезет и сбор средств на ремонт и оплату стоянки затянется на неделю, две, а то и месяц, можно попасть в такую долговую яму, хоть в петлю лезь. И многие попадали, как выяснилось потом.

Само по себе это, на мой взгляд, грабеж среди бела дня. Мало того, что ты платишь за простой своей машины вместо того, чтобы тут же устранить пустяковую неисправность, так еще при этом грубо нарушаются твои конституционные права. В Конституции сказано, что имущество гражданина РФ не может удерживаться более двух суток без решения суда. На штрафной же площадке ООО «Омск-Ижмаш-Сервис» владельцев «Газелей» к своим машинам неделями не подпускали. А , собственно, на каких основаниях? И почему коммерческая организация навязывет правила игры всем остальным участникам рынка? Мы взяли в руки закон и вот что в нем обнаружили.

Правила задержания транспортного средства, помещение его на штрафстоянку и го хранения утверждены постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 года. Определять места для специализированных стоянок и формировать тариф за хранение на них задержанных транспортных средств — это 759-е постановление возлагает на органы исполнительной власти субъектов РФ. То есть на администрацию Омской области. На тот же момент, когда все это происходило, ни указа губернатора о штрафных площадках, ни решения РЭК Омской области о тарифе на них в природе не существовало.

Так и получилось, что хозяин площадки — директор 000 «Омск-Ижмаш–Сервис» господин Смоляков в конце апреля 2006 года наделил себя правами субъекта федерации. Он сам себе выделил место под штрафную площадку на территории собственного предприятия и сам же с потолка обозначил тариф – тридцать рублей в час за сохранность авто. Заключив договор о передаче задержанных транспортных средств с УВД Советского округа, он широко раскрыл двери своей самозваной площадки. В мае к нему за малейшее нарушение ГИБДД округа загоняла сотни «Газелей». Даже имея на руках справки из ГИБДД о возврате автомобилей, владельцы своих машин не могли получить их назад, поскольку с них требовали огромные суммы за стоянку. Не имея никакого права на специализированную площадку и на оказание услуг по такому чрезмерно завышенному тарифу (средняя цена по городу за охраняемую стоянку не превышает полторы тысячи рублей в месяц), г-н Смоляков «ставил на счетчик» предпринимателей. Известны случаи, когда, чтобы расплатиться с этой компанией, владельцы «Газелей» просто продавали по дешевке свои машины — так был велик страх влезть в неоплатные долги.

Мы первые обратили внимание прокуратуры на нелегитимность действий этой компании после того, как нам выставили огромный счет за хранение трех наших машин. Прокуратура, в свою очередь, обязала областную администрацию устранить несоответствие постановлению правительства РФ. А нам порекомендовали обратиться в суд, что мы и сделали.

Конечно, не все могут позволить судиться с предприятием, у которого есть определенные связи в некоторых кабинетах. Так же, как не все себе могут позволить ждать решения суда почти целый год. Но мы пошли на это из принципа, зная, что правда на нашей стороне, и твердо веря, что живем мы все-таки в правовом государстве.

28 июля 2006 года губернатор Омской области Леонид Полежаев указом № 114 рекомендовал органам местного самоуправления организовать и провести работу по созданию специализированных муниципальных стоянок, а также определить лиц, ответственных за хранение транспортных средств и их выдачу. Понятно, что 000 «Омск-Ижмаш-Сервис» никакого отношения к муниципальным стоянкам не имеет. И вообще, большой вопрос, как коммерческая организация влезла в эту структуру?

А12 октября того же года РЭК Омской области утвердила и тарифы за хранение транспортных средств, правда только для этой компании. Тариф, конечно же, был гораздо меньше, чем тридцать рублей в час.

Наш ответчик по этому делу в арбитражном суде постоянно появлялся без требуемых от него документов, ссылаясь на забывчивость. Слушание дела переносилось бессчетное количество раз. Наконец в апреле этого года решение было вынесено без присутствия ответчика. Суд решил обязать 000 Омск-Ижмаш-Сервис» устранить препятствия по пользованию транспортными средствами и передать их владельцам. Все издержки по этому делу легли на ответчика.

Суд мы выиграли. Но это только начало. Теперь готовим иск о возмещении ущерба, нанесенного нашему бизнесу по причине незаконного удержания нашего имущества. Уверен , что после этой победы и другие частные предприниматели, которые столкнулись с таким «штрафстояночным грабежом», будут действовать в судах гораздо увереннее.