Сегодня в Омске существует 11 троллейбусных и 6 трамвайных маршрутов, а протяженность маршрутной сети троллейбусов составляет 192,5 км, трамваев — 64 км. Много это или мало? Омск хоть и вышел из черного списка самых экологически неблагополучных городов России, но стремительно набирающая темпы автомобилизация населения может его вновь туда вернуть. Если когда-то говорили, что стальной конь должен прийти на смену крестьянской лошадке, то теперь впору оглянуться назад. Не в смысле перевода общественного транспорта на гужевую тягу, а вернуться на несколько десятилетий назад, когда в Омске довольно бурно стал развиваться самый экологичный вид транспорта — электрический. В восьмидесятые годы прошлого столетия трамвайный маршрут связал левый берег и улицу Стрельникова в Нефтяниках, а позже пути проложили и до завода пластмасс. Открылись троллейбусные маршруты на новую Московку и в поселок Юбилейный. И с тех пор, если не ошибаюсь, и все. Мало того, с карты города исчезли трамвайные маршруты № 5 (кинотеатр «Кристалл» — улица Труда) и № 6 («Кристалл» — нефтезавод). После того, как завод пластмасс, по сути, приказал долго жить, были демонтированы и трамвайные пути. Завершился, правда, долгострой, продливший маршрут № 10 на Левобережье до «Лесного проезда». Открытия же новых троллейбусных маршрутов в последние годы что-то не припоминается. И тому, вероятно, были веские причины. Прежде всего, экономические. Так, по данным, представленным директором департамента транспорта Владимиром ГУБЕРОМ, с 1999 по 2005 год подвижной состав муниципального троллейбусного парка сократился на 13%, трамвайного — на 20%.
Из имеющихся 210 троллейбусов и 106 трамваев установленный срок амортизации прошли 133 троллейбуса и 85 трамваев. При том, что средний срок эксплуатации троллейбусов, выпускаемых на маршруты, составляет 11 с половиной лет при нормативе в 10, трамваев — свыше 17 лет при нормативном сроке эксплуатации 16 лет. Высокий процент подвижного состава городского электротранспорта, прошедшего установленный срок амортизации, сохраняется и по сей день. И это несмотря на приобретение в 2005-2006 годах при поддержке правительства Омской области 52 троллейбусов и двух трамваев.
Не менее важным фактором, влияющим на качество обслуживания пассажиров электротранспортом, наряду с техническим состоянием подвижного состава является_ состояние контактной сети, трамвайного полотна, оборудования тяговых подстанций. Так, в 2006 году простои электротранспорта, связанные с состоянием контактной сети, электрооборудования подстанций и с перебоями в подаче электроэнергии, составили 5773 машино-часа. Муниципальное предприятие электротранспорта обслуживает 157 км троллейбусной контактной сети и более 94 километров трамвайной. Из них в аварийном состоянии находится 21,57 км троллейбусного контактного провода и около четырех километров трамвайного. В аварийном состоянии находятся и 29 километров трамвайных путей, требующих срочного ремонта.
Для развития же городского электротранспорта департамент транспорта городской администрации считает необходимым реализовать целый ряд мероприятий. В том числе комплексную транспортную схему города Омска, предусмотренную генеральным планом и рассчитанную до 2030 года. К этому времени должны появиться новые трамвайные линии, связывающие кратчайшими путями районы улиц Труда с микрорайонами Левобережья, улицу Маршала Жукова с улицей Яковлева и Амурским поселком, районы городка Нефтяников с Амурским поселком. Для организации движения трамваев от улицы Труда до районов Левобережья планируется построить мост через реку Иртыш вблизи существующего железнодорожного моста, по которому будет также осуществляться движение автотранспорта. Прорабатываются вопросы строительства нового троллейбусного депо в микрорайоне Московка и трамвайного депо в районе поселка Солнечный.
Важным этапом в развитии городского электрического транспорта станет подключение подвижного состава к современной радионавигационной системе диспетчерского управления, внедрение которой необходимо начать уже в этом году. Дальнейшее развитие электротранспорта невозможно и без обновления и увеличения количества подвижного состава. В этой связи департамент транспорта направил свои предложения для включения в программы социально-экономического развития города Омска на среднесрочную и долгосрочную перспективу до 2010 и 2015 годов. Предлагается, в частности, приобрести 155 троллейбусов и 64 трамвая. Кроме того, представленные предложения предусматривают строительство 16 км троллейбусных линий, строительство 8 км и модернизацию 18 км трамвайных путей. Мероприятия по развитию городского электротранспорта также предусмотрены и в плане подготовки к проведению празднования 300-летия города Омска