КИРПИЧ ИСТОРИИ

КИРПИЧ ИСТОРИИ

Такие музеи в России можно пересчитать по пальцам. Во всяком случае, в Сибири музей кирпича существует только в Омске

Он был открыт год назад в Институте новых технологий автоматизации промышленности строительных материалов «Инта-строй». Директор института Игорь Шлегель считает, что его сотрудники должны знать историю дела, которым занимаются. Первые экспонаты для музея институт приобрел у известного омского художника, резчика по кости Николая Перистова. За другими отправился в путь сотрудник «Инта-строя» Виталий Перфильев. Собирание кирпичей настолько увлекло Виталия Петровича, что сегодня он знает историю не только производства кирпича в Омской области, но и саму историю региона через кирпичное производство. С этой историей может познакомиться любой желающий, если придет в музей, который открыт для посетителей каждую среду.

130 ЭКСПОНАТОВ

Небольшая комната в институте заполнена стеллажами, где лежит около 130 экспонатов. «Кирпич он и есть кирпич», скажет кто-нибудь из читателей и махнет рукой, мол, неинтересно все это. Но если присмотреться к каждому экспонату, то сразу найдешь отличие одного кирпича от другого. Один полукруглый, на другом выдавлена витиеватая буква, на третьем стоит цифра, четвертый — с отпечатками пальцев, на пятом отчетливо видны следы чьей-то лапы. Когда я ходила по музею, то меня сопровождал кандидат исторических наук, заместитель директора Омского музея просвещения Алексей Матвеев, поставивший здесь все на научную основу. Экскурсовод, переходя от стенда к стенду, увлеченно рассказывает о становлении кирпичного производства в нашей области, и уже через несколько минут ты понимаешь, что с этой стороны историю своего города и края вообще никогда не знал.

250 ЛЕТ НАЗАД

В Западной Сибири кирпичное производство началось в Тобольске в конце XVI! века. Царь Петр направил сибирскому губернатору ряд указов об организации кирпичного дела и каменного строительства. Воплощением в жизнь царских указов занялся сибирский историк и археограф Семен Ремизов, под руководством которого и по чьим чертежам началось строительство Тобольского Кремля. В омском музее есть кирпич из стены этого памятника архитектуры. Сразу заметим, что собиратели стен зданий не разрушают. Узнают, когда начинается реконструкция того или иного памятника архитектуры, едут не место и ищут рядом со зданием будущий экспонат. Одно из первых кирпичных зданий в Омской области — это Спасская церковь в Таре, построенная в 1755 году. Опись Омской крепости 1761 года позволяет оценить масштабы кирпичного производства в нашем крае. В числе строений, расположенных на территории, «кордегардия о двух покоях, и в них одна печь кирпичная с железными связями, пять казарм старых драгунских и солдатских, и в них печей в каждой по одной кирпичной, и вновь построенный каменный пороховой погреб». В списке предметов, расположенных на территории, упоминаются кирпичи обожженные -20 тысяч штук, кирпичи необожженные — 40 тысяч штук. В музее также есть кирпич из стен Омской крепости. Ценен он еще и тем, что Федор Михайлович Достоевский в своих «Записках их Мертвого дома» достаточно детально описывает, как он работал на производстве кирпичей, насколько тяжелым был труд арестантов. Конечно, этот музейный экспонат вряд ли сделан руками великого писателя, но то, что он изготовлен сто пятьдесят лет назад, в то время, когда в крепости отбывал наказание Достоевский, уже само по себе делает его раритетом.

ГЕРБ С КИРПИЧНОЙ ЛИНИЕЙ

В 1785 году Омску был пожалован герб «В серебряном поле часть укреплено из кирпича линии, потому что есть оная главная крепость против киргизов». Первые кирпичи делали очень примитивно: «глину мешали с лошадиным калом и высушивали на солнце» (как пишет генерал-поручик Шпрингер, строивший Омскую крепость). На производстве использовали труд каторжников и казаков. В музее прямо посередине комнаты стоит формовочный стол — точная копия тех столов, которые были на кирпичных заводах в XVIII веке. Песок, глина деревянная форма плюс молоток, который назывался чекмарем. Им будущий кирпич и формовали. Был и еще один прелюбопытный способ формовки — подпятный. Глину с песком утрамбовывали голой пяткой. Первые кирпичные здания в Омске — это гауптвахта (1781-1783 гг.), лютеранская кирха (1792 г.), Тобольские ворота (1792г.).

ПЕРВЫЕ ЗАВОДЧИКИ

Первые правила, по которым кирпичи надо было изготавливать, то есть первый своеобразный ГОСТ, появились в 1822 году. В середине девятнадцатого столетия был принят закон о том, что каждый кирпич должен иметь клеймо завода-изготовителя. В то время на территории области действовало 46 заводов по производству кирпича. Этим и объясняется разнообразие вензелей на кирпичах, которые мы сегодня можем видеть в музее. Кстати, клеймо выявляло и бракоделов. Поэтому все частные предприниматели старались выпускать качественный кирпич. Наличие же отпечатков лап животных на кирпичах объясняется просто: кирпич сушили на улице, и по нему могли бегать собаки. Отдельный стенд в музее посвящен Августе Ременниковой. Ее муж Георгий, очень богатый купец, в 1898 году построил на левом берегу Иртыша первый крупный кирпичный завод. После его смерти бразды правления в свои руки взяла его вдова Августа. Так вот, на территории ее завода работало шесть печей Гофмана: солидно по тем временам. Площадь завода составляла 1915 квадратных сажен, работал паровой двигатель мощностью 100 лошадиных сил, выпускал завод 10 миллионов штук кирпича в год. В эти годы были построены казенные винные склады, пивзавод «Волочаевский», магазин Марии Шаниной, здание театра драмы. Сохранилась реклама кирпичеделательных машин тех времен: «Время — деньги, а практичная машина — клад». В 1913 году в Омске было 45 заводчиков-производителей кирпича. С приходом советской власти многие из них уехали за границу. Революция вынудила и Августу Ременникову все бросить и уехать в Японию.

КАЖДОМУ КОЛХОЗУ — СВОЙ ЗАВОД

Советской власти тоже нужен был кирпич. Труд на кирпичных заводах по-прежнему оставался низкооплачиваемым, низкоквалифицированным. Клейма на кирпичах ставили уже другие — без вензелей, но с номерами заводов. Прорыв в кирпичном деле произошел уже после Великой Отечественной войны. Кирпичный завод № 1 выпускал до 190 миллионов штук в год. Кирпичи шли на строительство нефтезавода, жилых домов. Тогда были построены дома на улице Богдана Хмельницкого, проспекте Маркса (дом со шпилем). В 50-е годы появилось движение: каждому колхозу — кирпичный завод. Конечно, такой кирпич был не очень качественным, но для нужд хозяйства его хватало с лихвой.

КАК КИРПИЧ ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ ПАРТИИ

Несчастье на кирпичном производстве произошло в 1959-м, когда Никита Сергеевич Хрущев, как говорили, исключил кирпич из партии. Ему на смену пришли железобетонные панели. Можно сказать, что на какое-то время кирпич забыли. Нет, конечно, заводы работали — и в Омске, и на предприятиях, и в райцентрах. В Омской области до перестройки было 300 производителей этого строительного материала. Перестройка и постперестроечное время привели к тому, что кирпича стали производить мало, многие заводы закрылись. Кирпичная отрасль пришла в упадок. Рост производства произошел несколько лет назад, когда в Омске и области начался строительный бум. В музее кирпича есть экспонаты с новых кирпичных производств: различной конфигурации, пустотелые, облицовочные. Собиратели музейных экспонатов принесли в экспозицию и кирпичи с Успенского собора — из прежних, дореволюционных стен, и кирпич, из которого сегодня воссоздается Успенский собор. Через какой-нибудь десяток лет он тоже станет историей.

У КИРПИЧА ЕСТЬ БУДУЩЕЕ

На последнем стенде музея размещен макет будущего кирпичного завода полусухого прессования, завода нового, третьего поколения. Проект завода разработан специалистами ООО «Инта-строй», которым руководит идейный вдохновитель музея Игорь Шлегель. Завод рассчитан на производство облицовочного кирпича, и, как считают сотрудники института, спрос на него обязательно будет. Как есть спрос на пенобетон, изготавливаемый в экспериментальном цехе института. За свои разработки институт награжден весьма престижными медалями в основном золотого достоинства. Впрочем, это уже совсем другая история — самого института.