БИБЛИОТЕКИ — ИНТЕРНЕТ ДЛЯ БЕДНЫХ?

БИБЛИОТЕКИ — ИНТЕРНЕТ ДЛЯ БЕДНЫХ?

Корреспонденты «АиФ в Омске» провели мини-опрос среди учеников 6 класса одной из школ. Несмотря на опасения специалистов, говорящих, что читать дети перестали, результаты оказались не такие безнадежные

Кто такой Мишка Квакин?

Корреспонденты «АиФ в Омске» провели мини-опрос среди учеников 6 класса одной из школ. Несмотря на опасения специалистов, говорящих, что читать дети перестали, результаты оказались не такие безнадежные. Из 20 человек только трое признались, что вообще не читают книг вне программы. Остальные среди любимых авторов называли не только Джоан Роллинг, но и Сервантеса, Свифта, Марка Твена, Майна Рида, Вальтера Скотта. Самым популярным жанром оказался фэнтэзи. А вот опознать хотя бы одного литературного героя из предложенных (Мишка Квакин, Миссис Хадсон и Труляля и Траляля) смогли только два человека. Зато все как один согласились, что чтение книг — полезное и нужное занятие. Во-первых, это расширяет кругозор; во-вторых, пополняет словарный запас; а в-третьих, как написала одна девочка, «надо много знать и не только по программе».

Педагоги и библиотекари бьют тревогу и пытаются найти ответ на вопрос: как сегодня воспитать в ребенке интерес к чтению?

Книга перестала быть ценностью, а культура семейного чтения практически утрачена. Заманить ребенка в библиотеку за хорошей книжкой, выходящей за рамки школьной программы, почти невозможно. В западных странах проблема детского чтения решается на уровне государства, у нас же дело тормозит именно несогласованность в действиях различных ведомств. Впрочем, все как обычно.

Размышлять мало кто хочет

Поколению 90-х выпали не самые лучшие социальные условия. Семье, бросившей все силы на выживание, некогда было думать о высоких материях. Смена жизненного уклада не замедлила сказаться на уровне культуры населения. И теперь, если перед ребенком будет стоять выбор, какую книжку взять с полки, он охотнее потянется за «Гарри Поттером» или каким-нибудь не самым качественным, но ярким и раскрученным образцом фэнтэзи, чем за Чуковским, Михалковым или Катаевым. Продавцы книжных магазинов подтверждают: если семья покупает книгу для ребенка, это или произведения школьной программы, или учебные пособия, или модная развлекаловка.

Похожая ситуация складывается и в библиотеках:

— Некоторые авторы, например, Аркадий Гайдар, ушли для сегодняшнего поколения безвозвратно, — говорит Лидия Щербакова, заведующая областной юношеской библиотекой. — Про Тимура и его команду читать не заставишь. Сказать, что ребята не читают совсем, нельзя, но у них нет осознанных стремлений. Размышлять над книгой мало кто хочет. А что касается классики, уроки литературы в школе не способствуют проявлению у ребенка интереса к чтению. Но ведь школа тоже должна воспитывать читателя.

— Я не согласна, что все зависит от школы, — убеждена Наталья Писяева, завуч по учебной работе, учитель русского языка и литературы гимназии № 69. — На мой взгляд, культура чтения закладывается в семье. Если семья читающая и ребенку с детства прививают интерес и желание работать с книгой, он будет читать. В противном случае он останется равнодушен даже к самым красивым и ярким книгам. Когда мои младшие сыновья в три года стали таскать у старшего книжки и разрисовывать их, я, конечно, понимала, что это очень плохо, но не запрещала. Когда они разрисовали все книжки, стали их рассматривать, потом начали читать. Они до сих пор любят читать, а ведь сегодня мои сыновья уже студенты.

Вот такая арифметика

Задаваясь вопросом, как вернуть ребенка к книге, нужно учитывать и тот факт, что книга из доступной для каждого покупки превратилась в дорогое удовольствие. Она стала яркой, иллюстрированной, с хорошим качеством печати и полиграфии, словом, исправила все свои «перестроечные» недостатки. Но при этом потеряла значительную часть читателей, которым такие новшества не по карману. Еще одна часть просто исключила «бумажные носители информации» из своей жизни, переключившись на возможности передовых компьютерных технологий. «Библиотека превратилась в Интернет для бедных», — с грустью вспоминают актуальный анекдот библиотекари. Да и то ресурсы фондов оскудевают не по дням. А старые книги с потрепанными переплетами и почти стертыми буквами вряд ли у кого-то способны вызвать трепетные чувства.

— По рекомендации международной библиотечной организации в библиотеке ежегодно должно обновляться около 5–6% фонда, — комментирует Лидия Щербакова. — Для этого, по самым скромным подсчетам, библиотеке необходимо более 500 тысяч рублей. Для примера в первом квартале 2007 года на все областные библиотеки выделили 240 тысяч, и эти деньги нужно разделить на 32 района. Вот такая арифметика…

На задворках

Круг чтения, не предусмотренного школьной программой, учителей, мягко сказать, настораживает. Входят в него и фэнтэзи, и женские романы — большое количество литературы-однодневки. Ведь, как известно, рынок сегодня никто не контролирует.

— То, что «Гарри Поттер» один из самых популярных — это однозначно, — рассказывает Наталья Писяева. — Обидно, что книги нашего детства, те же приключенческие романы «Бронзовая птица», «Старая крепость», «ушли», они не переиздаются, хотя не менее интересны. Отечественная детская литература вытеснена на задворки. Успех «Гарри Поттера» объясняется мощным пиаром. А когда нет рекламы, откуда же ребенок узнает, что есть такие хорошие книги? Если в момент выбора рядом с ребенком окажется взрослый, который ему поможет, — хорошо. А если нет? Ведь от этого тоже зависит интерес к чтению.