С тем, что в областном центре дефицит нормальных дорог, согласится каждый житель. По статистике, которую привёл на пресс-конференции главный архитектор Омска Анатолий Тиль, дороги в Омске ещё к 2000 году должны были занимать 2 650 гектаров, а сейчас занимают всего 1 900 гектаров. К 2000 году планировалось, что в Омске будет 180 автомобилей на тысячу жителей, а сейчас на тысячу омичей приходится уже 280 автомобилей. Отсюда — перегруженность городских магистралей. И это одна из главных проблем. Но далеко не единственная. В Омске по градостроительным нормам, как заявил главный архитектор, не хватает ещё и площадей для общественно-деловых зон. Это офисы, центры общественного назначения.
— Сейчас общественно-деловые зоны занимают площадь в 560 гектаров, — сказал Анатолий Тиль. — А по нормативам на эти цели необходимо-1 700 гектаров. Новые общественно-деловые центры будут строиться на Левобережье в районе улиц Конева, Енисейской, на правом берегу Иртыша в районе улиц Лермонтова, 10-летия Октября, Ипподромной.
Отдельная и очень больная проблема — частный сектор и ветхое, аварийное жильё. Частный сектор занимает 2 800 гектаров. К 2030 году, если всё оставить как есть, территория, занятая неблагоустроенным жильём, по словам Тиля, просто погибнет. Причины — отсутствие канализации при неизбежно растущем в условиях цивилизации потреблении воды и техногенное воздействие на природу. Все 2 800 гектаров застроить новыми домами не удастся, но как можно большая территория из этих тысяч гектаров должна быть освоена заново.
Земли в Омске, как по всей России, с избытком. Всего Омск занимает площадь в 56 тысяч гектаров. Нынче так называемыми селительными территориями, то есть жилыми кварталами, занято 5 300 гектаров, а по новому генплану к 2025-2030 году селительные территории должны составить 8 700 гектаров. На них могут разместиться 4,5 миллиона жителей. По новому генплану к 2030 году на каждого жителя должно приходиться по 30 квадратных метров жилой площади. Это прекрасно, только эта площадь, судя по тенденциям, будет распределена неравномерно. У кого-то будет два метра на человека, а у других — по сотне квадратов.
По мнению главного архитектора Омска Тиля, ни один из парков и скверов областного центра не отвечает современным требованиям. Показательным должен стать Парк имени 300-летия Омска близ Дворца молодёжи. Образцовым сквером, по словам Тиля, будет и территория вокруг Успенского собора. Только надо подождать, поскольку там запланированы осенние и зимние посадки.
Архитектура — сфера, которая всегда работает на будущее, и зодчие всегда немножко мечтатели. А мечты мыслящих масштабными категориями архитекторов далеко не всегда соотносятся с сиюминутными потребностями сегодня и сейчас населяющих город людьми. Так, популярная оптовка «Торговый город» всё-таки должна уйти под крышу. Вместо расплодившихся по всему Омску гаражей построят многоэтажные парковки. На этот счёт есть предложение у потомственного строителя Евгения Цемента, который недавно побывал в Южной Корее и предлагает заимствовать тамошний опыт.
Инвесторов, желающих строить, в нашем городе более чем достаточно. Как сказал Анатолий Тиль, практически свободных зон, на которые ещё не нашлось претендентов, уже нет. Многих омичей волнует, как будут решены транспортные развязки при строительстве метро в районе улиц Герцена, Орджоникидзе, Фрунзе и Булатова. На этот вопрос конкретного ответа у главного архитектора не нашлось: как сказал Тиль, всё будет зависеть от проектов, представленных на конкурс.
Слушать зодчего всегда приятно ещё и потому, что планы на будущее почему-то обычно выглядят заманчивее, чем их реальное воплощение. Простой пример: как хорошо был задуман бульвар имени Леонида Мартынова близ СКК имени Блинова. И что теперь? Всё замусорено, там и сям кипит строительство офисов, зелёная зона съёжилась, мамам и бабушкам с малышами погулять негде. Авторы проекта бульвара не могут без содрогания видеть, что стало с их детищем.