Недавно тарчане открыли для себя имя еще одного видного земляка — Габдрашита Ибрагимова. Причем вернулось оно на родину весьма любопытным путем.
Однажды писательница, кандидат исторических наук из Набережных Челнов Фаузия Байрамова отправилась погостить в Германию к знакомым. Кстати, к семье потомков сибирских татар — выходцев из Тары. И там, в Мюнхене, в их доме увидела рядом с Кораном книги Габдрашита Ибрагимова на турецком языке. Судьба этого неординарного человека ее заинтересовала…
Родился Габдрашит Ибрагимов в Таре в 1857 году, но в 14 лет остался круглым сиротой, и его забрали родственники в Казань. Там он получил духовное образование, а затем, усовершенствовав имеющееся знание татарского, арабского, турецкого языков, а также фарси, — и светское, приравненное по статусу к университетскому. Вернувшись в Тару, он вскоре совершил хадж в Мекку, а после второго хаджа остался учиться в Медине. Так он избрал для себя религиозное поприще.
В 1885 году Габдрашит вновь вернулся в Тару и стал имамом местной мечети. Он открыл медресе — школу для получения детьми религиозного образования, где они также имели возможность изучать и предметы из курса обычной школы. В те годы в России запрещалось принимать татар в высшие учебные заведения, поэтому Ибрагимов направлял юношей, желающих продолжать учебу, в Стамбул и Медину. А потом тарчанина пригласили в Уфу на очень уважаемую должность кадия — мусульманского судьи.
Второй родиной на долгие годы стала для Ибрагимова Турция. Многие татары из Сибири и других уголков России перебирались сюда — поближе к своему духовному наставнику. Кстати, в поселении Бугредэлек до сих пор живут потомки сибирских татар, в том числе и из Омской области. Ибрагимов писал статьи, книги.
Габдрашит много путешествовал. Он побывал в Египте, Палестине, Швеции, Италии, Австрии, Франции, Болгарии, Сербии, на Кавказе, в Туркестане и Средней Азии. В 1900 году предпринял первую поездку в Японию. Путешествуя по всему миру на верблюдах и лошадях, на пароходах и пешком, он преодолел 43 тысячи 653 километра.
В начале XX века он жил в Петербурге, издавал газету «Миръат» («Зеркало»}. А в 1908 году вновь отправился в дальнее путешествие — из Казани через Уфу, Челябинск, Омск, Томск, Иркутск, Монголию, Китай, Владивосток — в Японию. Там его встретили с почетом, и даже император принимал в своем дворце. Где бы ни бывал Габдрашит, везде хранил свою веру, рассказывал о жизни татарского народа и всегда помогал нуждающимся. Результаты своего годового похода он обобщил в книге «Донья тиэрли» («Вокруг земли»).
В 1918 году Габдрашит Ибрагимов последний раз побывал в Таре, а спустя еще три года навсегда уехал из России: до 1933 года жил с семьей в турецкой деревне Бугредэлек, откуда в 76-летнем возрасте в последний раз отправился в дальнее путешествие. В Японии почтенному старцу предложили стать имамом новой мечети, открывшейся в Токио. Там он в почете прожил остаток своих лет. Его уважительно называли «миллэт бабасы» — «дедушка народа». Благодаря подвижничеству Ибрагимова, в 1939 году парламент Японии официально признал ислам — материалы о тюркских народах, мусульманской вере были включены в учебные программы, много японцев приняли ислам. Габдрашит Ибрагимов скончался 17 августа 1944 года в возрасте 87 лет и похоронен в Японии.
А в Таре о легендарном земляке забыли. Только этой весной напомнила сибирякам о нем писательница Фаузия Байрамова. Приехала в Тару со своей книгой, представила ее на встрече в Доме дружбы. В центре татарской культуры теперь собирают материалы, воспоминания о Габдрашите Ибрагимове.