Дело было в литовском Гайджюнае, где я полгода служил в учебном воздушно-десантном подразделении (в/ч 11929). Комбатом был капитан Павел ГРАЧЕВ, который пользовался у нас непререкаемым авторитетом. Он наверняка забыл этот случай, но мне помнится в деталях…
Весной 1978 года ГРАЧЕВ обучал нас, курсантов первой роты (будущих разведчиков), метать гранаты в окоп с фанерной «группой пехоты». Когда от теории перешли к практике, капитан надел каску и полез наблюдать в свой окоп. Подошла моя очередь. Я подготовил гранату к бою, выдернул чеку, размахнулся и, задержав ее от страха на долю секунды, швырнул… в сторону окопа, в котором стоял Павел Сергеевич. Взрыв прогремел метрах в пяти от бруствера. Рассвирепевший комбат подбежал и за грудки выдернул меня из траншеи. Крепкий мужик. Про таких говорят: об его лоб поросенка убить можно. На вытянутых руках он держал меня перед собой так, что ноги болтались над землёй (со стороны, думаю, это было жалкое зрелище).
— Э-т-то чей курсант?! — гаркнул он,
— Мой, товарищ капитан! — пролепетал командир взвода лейтенант ЛАВРОВ.
— Заберите его! — комбат швырнул меня, как куклу, к грязным сапогам ЛАВРОВА. И тут же, низко наклонившись и шин указательным пальцем воздух у моего носа, трижды повторил: «Примерно наказать». Он имел в виду наряд на кухню, куда я на следующие сутки и был отправлен…
От редакции, Велика роль случая в истории. Попал бы молодой десантник той гранатой в окоп П.С. ГРАЧЕВА, и не было бы у России прославленного министра обороны, а у генерального директора ОАО «ОмПО «Радиозавод им. Попова» — влиятельного главного советника. Слава богу, все обошлось.