«ЭЛИТНЫЙ» СКАНДАЛ

Профессора обвиняют в том, что он обманул родной университет на крупную сумму

Впервые за много лет в Омске возбуждено уголовное дело по статье 147 УК (незаконное использование изобретения). По версии следствия, которое ведет прокуратура Советского округа, Омскому государственному аграрному университету был нанесен существенный материальный ущерб. И произошло это по вине профессора, по сей день возглавляющего одну из кафедр вуза.

Скандал в университете разгорелся после проведения финансовой проверки. По словам проректора по экономике Виктора Погребняка, она была неслучайной. В последнее время ОмГАУ не без труда удается сводить концы с концами. Бюджетное финансирование покрывает лишь около половины потребностей учреждения. Меж тем закон обязывает поднимать зарплату ученым. Есть и другие насущные потребности…

Проверка показала, что ОмГАУ, владея патентами на несколько сортов мягкой яровой пшеницы, за пять лет ничего на этом не заработал. Хотя, по данным министерства сельского хозяйства Омской области, пшеницей таких сортов только в прошлом году у нас было засеяно более 240 тысяч гектаров. Это означает, что вуз должен был получить деньги, и немалые…

Механизм тут таков. Команда ученых несколько лет трудится над созданием нового сорта. При этом используются ресурсы университета, в том числе его земли. Когда результат достигнут и оформлен патент, оригинальные семена можно продавать элитным семеноводческим хозяйствам. Они, в свою очередь, выращивают «элиту» и продают ее уже непосредственно крестьянам.

При этом семеноводческое хозяйство отчисляет владельцу патента определенный процент. А с прошлого года отчислять ему должны еще и крестьянские хозяйства. Если сорт пользуется спросом, он будет ежегодно приносить своим «хозяевам» прибыль. Речь может идти о многих миллионах. По сути, это золотая жила. Вот только пять лет назад руководство вуза об этом, похоже, не подозревало. Поэтому и позволило предприимчивому профессору разрабатывать «жилу» в одиночку. Он, как никто другой, был в курсе всех нюансов. Во-первых, завкафедрой сам участвовал в создании ряда сортов. А во-вторых, в отличие от коллег, он имел еще и коммерческий талант. И кстати, вполне резонно говорил на заседании ученого совета, что крайне неразумно позволять патентам пылиться в шкафу.

Пять лет назад завкафедрой создал частную фирму. Офис ее располагался прямо в вузе. Как рассказывает проректор Виктор Погребняк, фирма исполняла в основном роль посредника. Между ней и университетом был заключен договор. В соответствии с ним, учреждение передавало фирме права на использование трех сортов. Взамен та должна была перечислять вузу часть дохода, получаемого от использования патентных прав. Шло время, но деньги не шли. А вот ресурсы вуза, по словам Виктора Погребняка, использовались. Коллектив здешней лаборатории продолжал заниматься поддержанием сортов.

Предпринимательская деятельность набирала обороты. По версии прокуратуры, на продажу шли семена не только трех оговоренных в договоре сортов, но и двух других, запатентованных вузом. Покупатели полагали, что всё вполне законно.

Только за прошлый год, считает прокуратура, фирма получила доход в несколько миллионов рублей. Следствию предстоит проделать титаническую работу, чтобы установить размер прибыли, недополученной ОмГАУ. Сделать это будет непросто, поскольку вся бухгалтерия фирмы была уничтожена вскоре после того, как руководство вуза попыталось с ней ознакомиться. По словам проректора Погребняка, уладить ситуацию миром пытались, но не удалось. Профессор виновным себя ни в чем не признает. Говорит, пусть компетентные органы вначале докажут, что он нарушил закон…