МОЮТ ЛИ ЛАМПОЧКИ В НАШИХ ПОДЪЕЗДАХ

На этот и другие интересующие потребителей коммунальных услуг вопросы сможет ответить внедряемая в Омске единая информационно-расчетная система

Зайдя в салон автобуса, мы становимся пассажирами, выходя из него — превращаемся в пешеходов, переступим порог своего дома — и мы уже потребители. Электроэнергии, тепла, газа, воды и прочих услуг, нам предоставляемых, А за любую услугу, как известно, положено платить. И большинство из нас, будучи законопослушными гражданами, старается это делать регулярно и в срок. При этом, правда, сталкиваясь с определенными трудностями в виде очередей и неудобствами при заполнении множества различных квитанций. Облегчить эту нелегкую участь потребителей и призван будет создаваемый единый информационно-расчетный центр.

О его преимуществах нам рассказал заместитель начальника отдела информационных технологий управления делами городской администрации Рустам ЮСУПОВ;

— Если учесть то обстоятельство, что в недалеком будущем тарифы на услуги ЖКХ перестанут быть регулируемыми и выйдут на свободный рынок, возникает вопрос, каким образом муниципалитет сможет влиять на этот процесс. Если не регулировать его, то хотя бы отслеживать. Да и сегодня взаимоотношения поставщика услуг и потребителя лишены прозрачности: житель чаще всего, получая квитанцию, не знает, за что конкретно он платит. К примеру, вы получаете перерасчет за тепло, но не знаете, почему и как он был произведен. Не знаете, что входит в понятие «обслуживание жилья» и какие услуги вы оплачиваете. А как выясняется, и примеры тому в других городах уже были, управляющие компании включали сюда услуги, к примеру, ландшафтного дизайнера, которого никто в глаза не видел, или закладывали стоимость мытья лампочек в подъездах.

Таким образом и возникла идея: город должен участвовать в этих процессах и в интересах граждан на них влиять. Изучив опыт российских городов, обратили внимание на единые расчетные центры, внедренные и уже действующие в целом ряде регионов. И что же дает эта система непосредственно людям? Помимо принципа «единого окна», что уже удобно, человек, придя в одно место, может узнать всю информацию о том, что связано со всеми его платежами. Решить вопросы, связанные с так называемыми недопоставками предоставляемых услуг. Кроме того, при желании каждый сможет здесь получить подробную распечатку того, за что реально платит. И не содержит ли за наш счет управляющая компания виртуального флориста или, скажем, режиссера массовых действий для организации праздников двора.

— Кроме того, — продолжил Рустам Юсупов, — в едином расчетном центре люди получают возможность оплачивать получаемые услуги по нескольким вариантам: оплатить все заранее или частями, заплатить со своего мобильного телефона или при помощи Интернета. И при этом они получают полный контроль за расходованием своих средств и платят не за абстрактные услуги, а реально предоставленные.

Каким образом это возможно осуществить? При подготовке конкурса городская администрация непременным условием к его участникам по внедрению в Омске такой системы выдвинула то, что они должны исключить «человеческий фактор» при передаче данных от приборов учета до этой информационной системы. Иными словами, сама система автоматически должна снимать все данные.

Что такая система может дать управляющим компаниям и поставщикам услуг?

В связи с тем, что в России принят целый ряд законодательных актов, ограничивающих использование персональных данных, то даже счета на оплату, где указываются адреса и фамилии, должны приходить в специально защищенном конверте. Что, естественно, повлечет дополнительные траты со стороны компаний и поставщиков, от которых они могут быть избавлены при наличии в городе единой расчетной системы. Кроме того, они избавляются от такой непрофильной и также затратной деятельности, как печатание платежек и доставка их по адресам. Также компаниям не нужно будет содержать свои собственные расчетные центры. И надо полагать, с такими плюсами солидные компании не смогут не согласиться. За исключением, пожалуй, тех, кто привык работать «втемную», списывая недопоставки своих услуг на граждан.

А что касается самих граждан, то их семейный бюджет от такого нововведения только выиграет: они станут платить лишь за то, что реально потребили.