Ежемесячно получая квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг и внимательно изучая предъявленные к оплате суммы, мы редко задумываемся о том, как эти квитанции появляются на свет. А ведь каждый поставщик услуг, будь то «Омскгоргаз», «Омскводоканал», МУЛ «Тепловая компания», «Омскэнергосбыт» или жилищная организация, содержит в своих штатах целые коллективы — абонентские службы, которые занимаются обновлением баз данных, начислением, распечаткой и доставкой квитанций, сбором сведений о принятых платежах и занесением их в лицевые счета…
И надо признать, что далеко не везде цепочка, по которой происходит сбор и передача этой информации, прозрачна, легко контролируема, оперативна и надёжна. Очереди к операторам в ряде абонентских служб, многочисленные претензии потребителей на ошибки и неточности в квитанциях, жалобы горожан на нежелание обслуживающих организаций сделать выверку данных или перерасчёт за некачественные услуги тому красноречивое подтверждение. Можно ли улучшить систему расчётов за жилищно-коммунальные услуги? Да. И опыт ряда крупных российских городов, таких, к примеру, как Москва, Тюмень, Новосибирск, Самара, где уже созданы единые информационно-расчётные центры (ЕИРЦ) доказывает: внедрение в ЖКХ новых информационных технологий — процесс, давно назревший и целесообразный, оправданный во всех отношениях.
Понятно, что переносить в одночасье чужой опыт на омскую почву — вариант не самый лучший, тем более, что в разных городах действуют различные системы и программные комплексы по расчёту и приёму коммунальных платежей. А потому администрация города приняла беспрецедентное решение о проведении открытого конкурса проектов создания ЕИРЦ в Омске. Ни в одном городе подобного конкурса не было. И уже это обстоятельство говорит о том, что мэрия подошла к этой проблеме очень серьёзно. Открытый конкурс к тому же оказался под контролем инвестиционного совета (в него, как известно, входят не только руководители структурных подразделений горадминистрации, но и лидеры бизнес-объединений, депутаты).
Заявки на участие в конкурсе прислали несколько компаний, имеющих опыт создания ЕИРЦ. Конверты с предложениями претендентов были вскрыты в администрации 15 июня, а уже 18-го экспертная группа при инвестиционном совете начала изучать представленные документы. Следующий этап — защита проектов участниками конкурса на инвестиционном совете, члены которого и должны будут выбрать лучший.
С победителем конкурса администрация города подпишет соглашение. Однако и после этого деятельность компании-инвестора по созданию в Омске Единого информационно-расчётного центра не останется «за кадром»: процесс создания ЕИРЦ будет контролировать общественный наблюдательный совет.
Что же представляет собой ЕИРЦ? В чём его преимущества перед ныне действующими абонентскими службами предприятий-поставщиков? Вот что рассказали по этому поводу представители некоторых компаний, принявших участие в конкурсе проектов по созданию ЕИРЦ в Омске.
Александр ВАЛЮК, главный конструктор комплекса городского хозяйства в ГЦП «Электронная Москва»:
— До создания центра в Москве расчёты с жителями за жилищно-коммунальные услуги осуществляли более сорока организаций. Причём каждая организация вела эту работу по своим алгоритмам и программам, которые между собой были несовместимы. И часто оказывалось, что в разных районах, округах столицы для однотипных квартир с идентичными параметрами начислялись различные платежи, что, естественно, вызывало напряжённость и конфликтные ситуации.
Создание Единого расчётного центра позволило решить ряд задач: реализовать единую техническую политику, обеспечить прозрачность и единообразие расчётов для всех групп потребителей; объединить базы данных о населении и жилищном фонде, обеспечив возможность работы по принципу «одного окна». А главное, была решена социальная задача: жители приходят теперь с единым платёжным документом, квитанцией, в которую включены все услуги, в хорошо оснащённые и оборудованные техникой удобные помещения, где приём ведут квалифицированные специалисты, где нет очередей. Здесь же, в центре, гражданин может обратиться за разъяснением к юрисконсульту по любому спорному вопросу.
Что получила администрация города? Полный контроль над системой начисления, учёта и оплаты коммунальных платежей, а соответственно и за распределением бюджетных средств на те жилищно-коммунальные ресурсы, которые дотируются из бюджета.
Олег ТУРОВИНИН, генеральный директор ОАО «Тюменский расчётно-информационный центр»:
— В Тюмени центр был создан в 2003 году. И уже тогда перед ним стояло несколько задач: не только упорядочить расчёты населения по платежам за жилищно-коммунальные услуги, но и автоматизировать процесс учёта льгот и субсидий в ходе монетизации, поскольку Тюмень раньше других субъектов, как экспериментальная территория, перешла на новую систему предоставления льгот. За прошедший период уже в четырёх городах Тюменской области внедрен в практику единый платёжный документ, открыты пункты консультирования граждан, где можно получить разъяснения не только по оплате ЖКУ, но и по субсидиям, другим мерам социальной поддержки. Кроме того, в этих городах действует единый центр вызовов, набрав номер которого, можно связаться с любым из поставщиков услуг.
Создание ЕИРЦ позволяет не только регулировать процессы начисления и оплаты платежей за ЖКУ, но и освободить поставщиков коммунальных услуге общем-то от несвойственной им функции — работы с абонентами, потребителями, что, в свою очередь, должно привести к снижению себестоимости этих услуг.
Владимир КАКАРОВ, первый заместитель генерального директора НИЦ Росэнергоресурса:
— Когда человек получает квитанцию по оплате за жилищно-коммунальные услуги от предприятия-поставщика, он, по сути дела, получает кота в мешке, не зная, почему сумма в квитанции в очередной раз увеличилась. И в этой ситуации некоторые потребители поступают очень интересно: они просто перестают платить за ЖКУ! Мол, мне посчитали неправильно, и я платить не собираюсь…
Система начисления, обработки и учёта платежей по системе ЕИРЦ позволяет обеспечить не только прозрачность расчётов, в том числе и по приборам учёта, но и повысить культуру оплаты платежей. Эта система дисциплинирует и поставщиков услуг, которые прежде старались заложить все потери, утечки в тариф. ЕИРЦ предполагает оплату только за фактически потреблённые услуги, и это заставляет предприятия анализировать свою хозяйственную деятельность, принимать эффективные управленческие решения, искать ресурсы на устранение непроизводственных затрат.
В общем, альтернативы Единому информационно-расчётному центру сегодня, похоже, просто не существует. Единый центр — это еще и дополнительные возможности по организации разъяснительной работы с населением, предоставлению справочной информации. Это и возможность взаимодействия со смежными городскими информационными системами, например, городского центра жилищных субсидий. Важно и то, что с созданием ЕИРЦ органы власти получат объективную информацию о рынке жилищно-коммунальных услуг в режиме реального времени, что позволит контролировать ситуацию в городском хозяйстве, следить за процессом реформирования отрасли, осуществлять мониторинг рынка ЖКУ.