Что такое оригинальные дамские украшения? Это чтобы стильно, необычно и действительно эксклюзивно? 8 народной студии-мастерской косторезного искусства «Архаика» знают ответ: любая вещица, сделанная руками Николая Перистова и его учеников, оригинальна, а индивидуальный подход современных мастеров каждый раз словно вдыхает новую жизнь в многовековой народный опыт работы с костью… «Изделия из бивня мамонта» — так просто и красноречиво называется первая экспозиция.
— Материал для своих работ мы добываем сами, — поделился Перистов. — Ходим в экспедиции, собираем буквально по крупицам, ведь в наших краях бивень чаще всего битый…
Небольшие размеры исходного материала предполагают миниатюрные работы. Возможно, поэтому на выставке омских мастеров много изделий, достойных ювелира: целые композиции из саней, оленей, людей в национальных костюмах северных народов — и все это вместе не больше десяти сантиметров в длину.
Скульптуры и украшения из бивня мамонта сейчас, что называется, в моде: собрать достойную выставку проблемно — почти все, что создают косторезы, как правило, сразу находит себе хозяев. Как заметил один из учеников студии Максим Голуб, самый популярный заказ — конечно же, фигурки самих мамонтов. Это, так сказать, классика жанра. А если для души, дать волю фантазии — то появляются такие необычные работы, как «Зарождение», где Максим зафиксировал момент борьбы литых металлических людей с застывшими навеки костяными волнами. Или метафоричное «Услышать жизнь» работы Николая Перистова: «прорисованное» в кости мамонта человеческое ухо, в котором, точно повторяя его контуры, уместился… самый настоящий эмбрион.
-…А рядом с такой «монолитной» коллекцией, как бы дополняя друг друга, расположились почти воздушные резные работы Игоря Кузьмина, руководителя студии «Коробейники». Пастуший рог, всевозможные разнообразные вазы и туески, блюдо с философскими мотивами «Дерево жизни», настоящие панно на пейзажные темы и… очень даже натуральная ящерка, извивающаяся на дамской сумочке. Не зря выставка эта называется «Сибирская береста — мечта парижанок».
— С чем ассоциируется у людей береста? Как правило, с туесами и различными коробами, — поделился И. Кузьмин. — Именно это, да еще хлебницы, просят меня сделать чаще всего. Но иногда, работая в традиционном направлении и вдохновившись каким-то другим видом ремесла, хочется создать что-то новое.
Так появились панно и сумочки. Вооружившись техникой изготовления северными народами кожаных «картин», омский мастер просто заменил все компоненты на древесину и бересту. А когда создаваемые им сюжеты и узоры «переросли» туеса, он решил найти им новое применение: те же способы обработки материала, та же техника работы без углов, но несколько новых деталей — и… родилась достойная Парижа коллекция очаровательных дамских сумочек.