Сейчас в Омске действует более двадцати управляющих компаний, которые не подчиняются мэрии и не подотчетны ей. Однако, омичи по привычке обращаются со своими проблемами по прежним адресам. По просьбе ДО-инфо специалисты Департамента городского хозяйства проанализировали обращения горожан с претензиями к управляющим компаниям (УК). Как оказалось, жалоб на действия или бездействие УК по обслуживанию жилья очень мало — «буквально единицы». Индивидуальные жалобы на проблемы с водой или отплением (в зависимости от сезона) в отдельной квартире решаются в оперативном порядке и уже «не возвращаются».
Основной поток составляют обращения «на состояние жилых домов из-за многолетнего отсутствия финанасирования капитальных ремонтов». Жильцы много лет вносили заложенную в тарифах плату за капитальный ремонт и теперь требуют этого ремонта и от мэрии, и от управляющих компаний, пришедших в сферу обслуживания жилья без особых капиталов. В случае протечек и аварий мастера управляющих компаний ставят заплатки на крыши и «хомуты» на трубы, но полностью обновить крышу или водопроводную (отопительную) систему частники пока не могут или не хотят. Недовольные жильцы пишут коллективные письма в департамент, в администрации округов и города, звонят на «горячие линии» и на «телефон доверия» мэра. И, видимо, еще долго будут звонить и писать, поскольку проблема капремонта на глазах превращается в нерешаемую по всей стране.
Как говорят специалисты, надо уметь жаловаться и знать, куда в каких случаях обращаться. После заключения договора с управляющей компанией претензии по обслуживанию дома нужно предъявлять уже к ней. Если какая-то услуга не оказывается, отношения нужно выяснять напрямую: например, написать заявление с требованием возобновить предусмотренные договором услуги и о перерасчете платы за период отсутствия воды, вывоза мусора и т.п. Ссылки представителей УК на то, что она расторгла договор по ремонту или вывозу мусора, поэтому «надо немного потерпеть», несостоятельны. Расторжение договора управляющей компании с подрядчиком не освобождает ее от исполнения принятых ею обязанностей по содержанию дома и прилегающей территории в надлежащем санитарном состоянии. Жаловаться на некачественные услуги нужно в Роспотребнадзор и в Государственную жилищную инспекцию (при министерстве строительства и ЖКХ области). Многие жильцы уже освоили судебный способ выяснения отношений с компаниями. Например, суды разбираются с пресловутыми «двойными квитанциями». В общем, главное для жильцов — знать условия договора, свои права и их обязанности и не бояться отстаивать их.